Джордано Бруно (1548-1600)
Через три года, чтобы получить образование, Бруно стал послушником монастыря Сан-Доменико Маджоре, а 1566 году — монахом-доминиканцем, приняв имя Джордано. Во время обучения в монастыре Бруно проявил большие способности и даже как обладатель феноменальной памяти (он знал наизусть Библию) был однажды представлен папе римскому Пию V (1504–1572).
В то же время молодой монах проявил несомненную склонность к вольнодумству. Под влиянием распространявшихся в Европе реформаторских идей он выставил из своей кельи образа святых, оставив лишь распятие, так как видел в почитании икон признаки языческого идолопоклонства.
Возникший тогда скандал удалось замять, но в 1576 году, вскоре после присвоения ему степени доктора богословия, Бруно был обвинен властями монастыря в ереси. Спасаясь от суда инквизиции, он бежал сперва в Рим, а затем на север Италии. В 1578 году Бруно перебрался в Женеву, где подвергся кратковременному тюремному заключению за критику местных богословов, а затем выслан из города.
Из Швейцарии беглец отправился во Францию и в 1580 году начал читать лекции по философии в университете Тулузы. В 1581 году Бруно приехал в Париж. Там к молодому философу-богослову быстро пришла известность, во многом благодаря лекциям и работам по искусству памяти, в которых он развивал идеи Раймунда Луллия (1233–1315), Николая Кузанского (1401–1464) и ряда других средневековых и античных философов.
В 1582 году Бруно издал в Париже комедию «Подсвечник» на итальянском языке и три трактата на латыни, посвященные искусству памяти. Кроме того, его пригласили в качестве личного лектора к королю Генриху III (1551–1589), интересовавшемуся этим искусством.
Бесконечный театр памяти
Напряженное внимание просвещенного европейского общества XVI века к развитию человеческой памяти не случайно. Ему известный британский историк Фрэнсис Амелия Йейтс (1899–1981) посвятила одну из своих монографий — «Искусство памяти». Умение запоминать большие объемы информации было очень полезным, особенно во время переговоров. К тому же память рассматривали как некий «мост», соединяющий душу и разум человека с внешним миром.
Собственно, еще Платон, анализируя озарения, позволяющие нам внезапно видеть те связи, которые мы ранее не осознавали, предположил, что познание — это воспоминание. Похожую идею через 2000 лет в своем «Диалоге о двух главнейших системах мира» развивал Галилей, объяснявший читателям, что они уже обладают нужными знаниями и, что сейчас он, Галилей, продемонстрирует им это при помощи мысленных экспериментов.
Античные, а позже средневековые и ренессансные философы также заметили, что успешному запоминанию помогает использование всевозможных ассоциаций со зрительными образами, числовыми рядами и т. п. А что, если эти ассоциации, способствующие развитию памяти, являются формой воздействия на мышление каких-то загадочных сил, после овладения которыми человек сможет достичь невиданных ранее высот?
Неудивительно поэтому, что в XVI веке довольно широкое распространение получали так называемые театры памяти (европейский аналог восточных садов камней) — особые строения (в частности, лабиринты), заполненные всевозможными изображениями, способствующими медитации.
Комментарии 1
(Ветхий Завет, Исаия 40 глава текст 26 — Библия). Могущество Творца непревзойдённо. Вся вселенная у Него под контролем.