Вот так изображена гибель Гипатии в книге «Жития выдающихся ученых от Античности до девятнадцатого века» (издана в 1866 году) французского историка, ученого и популяризатора науки Луи Фигье. Обратите внимание на разительные расовые различия между убийцами и жертвой — различия эти не случайны: да, мсье Фигье был расистом, и в середине XIX века это, к сожалению, было распространенным явлением и не почти не осуждалось
Уже много сотен лет спустя, в XVIII–XIX вв., возник миф о том, что Гипатию, дескать, обвинили в колдовстве и убили как ведьму из религиозных соображений, а иные договаривались до того, что это научная работа Гипатии возбудила ненависть нарочито темной массы безграмотных христиан. Так наша героиня стала символом того, как религия подавляет науку, проливает кровь и тормозит прогресс. Современные ученые (и ученые-современники Гипатии) не согласны.
Впрочем, Гипатию мы вспомнили не затем, чтобы показать, как политическая борьба доводит до кровопролития, а эксплуатация идеологизированных представлений о тех или иных событиях приводит к искажению исторических фактов.
Нет, мы лишь стремимся показать, что в античном мире было место женщинам-ученым и философам. Поэтому в завершение добавим, что Гипатия была далеко не единственной в своем роде — история помнит, к примеру, имя греческого философа Феано (жены, ученицы или дочери — мы точно не знаем — Пифагора; VI в. до н. э.) и астронома Аглаоники (она же Аганис Фессалийская; II в. до н. э.), которая упоминается в древнегреческих источниках как первая женщина-астроном Древней Греции.
Хильдегарда Бингенская
Германия, XII век
Если представить себе античную женщину-ученого еще как-то можно, то средневековую — совсем тяжело. Причем сразу по двум причинам: во-первых, в те времена было трудновато с наукой, по крайней мере в современном (или хотя бы античном) ее понимании, во-вторых, положение женщин в это время принято считать максимально далеким от комфортного и достойного.
Тем не менее в нашем материале есть героиня даже из темных времен — это религиозный мыслитель, мистик, писатель и поэт, композитор и натуралист Хильдегарда Бингенская (она же фон Бинген, она же святая Хильдегарда, она же Рейнская Сивилла).
Хильдегарда родилась около 1098 года в графстве Шпонхайм на западе современной Германии в семье мелких дворян. Уже в раннем возрасте оказалось, что девочку посещают видения — она видит порою «отражения Живого Света», которые позже она поэтически описывала в своих работах. Вероятно, в силу этого, а может быть, и по политическим соображениям, девочку отдали в монастырь для воспитания и обучения. Там она со временем стала монахиней и была избрана настоятельницей.
Комментарии 2