В православных храмах прихожан называют братья и сестры.
После принятия православия на Руси среди простых людей распространились обращения "братья" и "сестры". Эта традиция возникла из-за стремления верующих подражать апостолам, которые, опираясь на учение Христа, утверждали, что все люди — дети Божьи, и, соответственно, являются братьями и сестрами друг другу.
В качестве доказательства своей позиции сторонники этого учения цитировали Евангелия от Иоанна, где в первой главе, 12 стихе говорится о том, что вера во имя Иисуса Христа дает право называться чадами Божьими. В тексте Евангелия подчеркивается, что эти дети Божьи не рождены от крови, не являются плодом желания человека, а получили свое происхождение от Бога.
В православных храмах, опираясь на эту истину, принято обращаться к прихожанам по имени, дополняя его словом "брат" или "сестра", подчеркивая таким образом единство всех верующих во Христе.
В XV веке на Руси, перед лицом угрозы объединения православия и католичества зародились братства, как ответ на вызов времени. Александр Копировский, известный богослов, в своих трудах детально осветил историю этих объединений.
Митрополит Исидор, глава Русской Церкви, выступал за слияние с католической верой. Те, кто не разделял его позиции, стремились сохранить чистоту православия, и стали объединяться в братства. В Киеве и Львове, где влияние католичества было особенно сильным, наблюдалось наиболее острое противостояние.
Братьями двигало стремление утвердить православную веру. Они не ограничивались пассивной защитой, а активно участвовали в просвещении народа, создавали типографии, открывали школы. Чтобы защитить веру от неверных, они боролись с инакомыслящими, и даже добились от восточных патриархов разрешения на неповиновение местным епископам, если те, по мнению братьев, отклонялись от истинного пути.
Львовское братство отличалось особыми полномочиями. В его рамках действовал собственный суд, и оно пользовалось непререкаемым авторитетом среди своих членов.
В XVII веке число братств стремительно росло, их численность достигла тысяч, а география распространения значительно расширилась. С присоединением Киевской и Львовской земель к России в середине XVII века потребность в братствах отпала. Православию в России ничто не угрожало, и братства постепенно сошли на нет. Однако они не исчезли полностью, а трансформировались в благотворительные общества.
После революции 1917 года существование братств разделилось на два направления: советское и зарубежное. В условиях атеистического советского общества братства сосредоточились на сохранении православных традиций. За они стали опорой для русских эмигрантов, помогая им сохранять религиозную идентичность.
#история
Комментарии 1