Для начала хотелось бы пояснить, что «культ личности» был феноменом, присущим не только сталинскому СССР. С древнейших времен людям было свойственно прославлять своих лидеров. Не исключением стала и послереволюционная Россия. Как только большевики взяли власть, в адрес их лидеров посыпались нескончаемые потоки славославий. Их славили на митингах, их именами называли города.
Получив реальную власть, Сталин тяготился подобным славословиям. Об этом он и написал в 8-м томе своих Сочинений.
Должен вам сказать, товарищи, по совести, что я не заслужил доброй половины тех похвал, которые здесь раздавались по моему адресу. Оказывается, я и герой Октября, и руководитель компартии Советского Союза, и руководитель Коминтерна, чудо-богатырь и всё, что угодно. Всё это пустяки, товарищи, и абсолютно ненужное преувеличение. В таком тоне говорят обычно над гробом усопшего революционера. Но я еще не собираюсь умирать.
Но почему тогда Сталин не запретил все это? Ответ на это можно найти в его беседе с писателем Лионом Фейхтвангером, которая состоялась 8 января 1937. Писатель поинтересовался у Иосифа Виссарионовича, не раздражают ли его преувеличенные и безвкусные формы выражения любви и уважения. При этом Фейхтвангером заметил, что Сталин производит впечатление простого и скромного человека.
Я с вами целиком согласен. Неприятно, когда преувеличивают до гиперболических размеров. В экстаз приходят люди из-за пустяков. Из сотен приветствий я отвечаю только на 1-2, не разрешаю большинство их печатать, совсем не разрешаю печатать слишком восторженные приветствия, как только узнаю о них...
Но освобождение от эксплуатации вызывает огромнейший восторг. Слишком люди рады, что удалось освободиться от эксплуатации. Буквально не знают, куда девать свою радость
.Далее Сталин говорит, что он скорее собирательный образ, вокруг которого разводят «костёр восторгов телячьих». По словам самого Иосифа Виссарионовича все его попытки пресечь подобные восхваления не нашли отклика, поскольку были восприняты как ложная скромность.
Таким образом, с одной стороны, "культ" появился благодаря проявлению искреннего чувства благодарности со стороны широких масс к новой власти, олицетворением которой стал Сталин. А бороться с этим явлением довольно сложно, если не сказать что невозможно. А вот с другой стороны, "культ" создавался сознательно, со стороны лезущих наверх карьеристов. И тут можно вспомнить стихотворный ответ неизвестного автора, адресованный Евгению Евтушенко, который при жизни Сталина усердно сочинял восхваляющие стихи.
А культ?.. В подхалимском угаре
Действительно пышно он цвел.
Тебе же подобные твари
Создали ему ореол.
Но тем не менее Сталин пытался бороться с этим "культом".
Так Л. Максименков писал:
В 30-е годы в частных письмах-указаниях, в качестве цензора художественной литературы, киносценариев или редактора партийной публицистики, он неоднократно и настойчиво советовал заменять слово “Вождь” (Сталин) на “Центральный Комитет ВКП(б)” (то есть на метафору коллективного вождя).
В 1936 году увидела свет биография Серго Орджоникидзе, написанная М.Д. Орахелашвили. Прочитав книгу, Сталин оставил на ее полях множество пометок. Прежде всего его возмутило отсутствие упоминания работы партии и ЦК. И во всех местах, где были упомянуты заслуги Сталина, он ставил пометку:
А ЦК где?
27 января 1937 года Сталину было предложено изучить сценарий кинофильма "Великий гражданин".Изучив содержимое, он направил письмо руководителю советской кинематографии Б.З. Шумяцкому:
Упоминание о Сталине нужно исключить. Вместо Сталина следовало бы поставить ЦК партии.
В беседе с тем же Фейхтвангером сталин упомянул и о том, что запретил празднование своего 55-летия. На письмо Всесоюзного общества старых большевиков он наложил резолюцию:
Я против, так как подобные начинания ведут к усилению "культа личностей", что вредно и несовместимо с духом нашей партии.
19 декабря 1934 года Политбюро откликнулось на просьбу Сталина и приняло решение:
Уважить просьбу т. Сталина о том, чтобы 21 декабря в день пятидесятилетнего юбилея его рождения никаких празднеств, или торжеств, или выступлений в печати, или на собраниях, не было допущено.
Мало того, от имени Н.И. Ежова в Политбюро ЦК ВКП(б) был направлен проект о переименовании Москвы в Сталинодар. Но М.И. Калинин предупредил Президиум Верховного Совета СССР о том, что Сталин категорически против подобного предложения. Таким образом Москва сохранила свое название.
В 70-е годы, в беседе с писателем Феликсом Чуевым, Молотов вспоминал:
Упорно предлагали одно время Москву переименовать в город Сталин. Очень упорно. Я возражал. Каганович предлагал. Высказывался: "Есть не только ленинизм, но и сталинизм!" Сталин возмущался.
И подобных моментов было множество. Почти все авторы мемуаров, когда-либо встречавшиеся со Сталиным, вспоминают случаи из жизни, свидетельствующие о его неприязненном отношении к преклонению перед своей персоной.
Комментарии 7
В каждой эпохе находятся свои кумиры.
Но, известна древняя рекомендация, - не создавать себе кумиров.
Оно надо?