Работу над картиной Рязанов начал ещё в 1958-м. На тот момент у молодого режиссёра уже были в активе очень успешные «Карнавальная ночь» и «Девушка без адреса», так что он решился на эксперимент – «комическую ненаучную фантастику» под названием «По ту сторону радуги». Съёмки шли тяжело. Через некоторое время киноруководство, оценив уже отснятый материал, постановило проект законсервировать, а сценарий переделать.
По обновлённому сюжету антрополог Владимир Поражаев (Юрий Яковлев) верит в существование дикого племени тапи на Памире. В одной из экспедиций учёный ударяется головой о камень, а, очнувшись, обнаруживает себя привязанным к столбу с ещё одним человеком. Товарищем по несчастью оказывается представитель тапи по имени Чудак (Сергей Юрский), которого соплеменники приговорили к наказанию из-за странного поведения. В частности, за отказ есть друзей, галантное отношение к женщинам, употребление рифмы в речи (в то время как все сородичи говорят белыми стихами) и за то, что ни разу не плясал на чужих костях. Поражаев и Чудак спасаются и отправляются в Москву. Там Чудак пытается «стать человеком»: изучает нравы и поступки «цивилизованных» людей, постоянно попадая при этом в нелепые ситуации.
Фильм вышел в середине мая 1961 года под названием «Человек ниоткуда», но уже через месяц был снят с проката. Вернуться на экраны ему было суждено только в конце 80-х — в расцвет перестройки. Предвестником печальной судьбы картины стала речь члена Политбюро ЦК КПСС Михаила Суслова на XXII съезде партии. По его словам, в идейном и художественном отношении «Человек ниоткуда» был «явно не оттуда, не оттуда».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев