РЫНОК В ПОТОКЕ ИСТОРИИ
Уже в конце ХVIII века Петропавловск стал крупным торговым пунктом. С 1782 г. здесь существовала таможня, которая наблюдала, чтобы не было тайного провоза товара через степную границу и собирала таможенные сборы.
До пожара 1849 г. городской рынок и Гостиный двор находился под горой. После пожара 1849 г. он был перенесён на гору. В 1855 г. был построен временный Гостиный двор в районе нынешнего квартала, окаймлённого Пушкинской, Карина Сутюшева, Революционной улицами и сквером. Тут же был и базар.
После постройки в 1870-ых гг. менового двора на окраине города Гостиный двор был закрыт. Обороты Петропавловской торговли непомерно росли из года в год. В 1847-1851 гг. ежегодно через Петропавловск, в среднем, ввозилось товаров более чем на миллион рублей и вывозилось более чем на 900.000 рублей. В Петропавловск шли длинные караванные пути из Ташкента, Бухары, Коканда и Китая (Кульджи). В Акмолинске происходила перегрузка товара с верблюдов на телеги, и в Петропавловск он привозился уже на лошадях.
Караван от Ташкента до Акмолинска шёл 45-60 дней. Плата за каждого верблюда в 1860-ых годах за весь путь от Ташкента до Акмолинска составляла 13-20 руб., а на телегах от Акмолинска до Петропавловска в зависимости от времени года от 25 до 45 коп. с пуда.
Из Средней Азии во 2-ой половине XIX века поступал хло¬пок, сырцовый шёлк, ковры, шёлковые и бумажные материи, мер¬лушки, козий пух, урюк, изюм, фисташки. Имеются данные по го¬дам о привозе в Акмолинск товаров для дальнейшего их направления в Петропавловск: в 1867 г. на 5.023 верблюдах на сумму 1.055.380 руб.; в 1868 г. на 1.952 верблюдах на 514.920 руб.; в 1869 г. на 3.432 верблюдах на 1.230.610 руб.; в 1870 г. на 7.185 верблюдах на 1.155.234 руб.
Караванная торговля - это только одна часть петропавловской торговли. Другой, более значительной частью, была торговля с казахскою степью, откуда пригонялись на продажу лошади, крупный рогатый скот и бараны. Иные годы на петропавловский рынок пригонялось свыше миллиона голов скота.
В казахскую степь шли из Петропавловска преимущественно ткани. Степь покупала здесь тканей примерно столько же, сколько Бухара, Ташкент и Китай вместе взятые. В 1860 г. из 6.908 тысяч аршин полуситца, вывезенных через Петропавловскую таможню, на долю казахской степи приходилось 3.051 тысяча аршин.
В петропавловской торговле в средине XIX века участвовали первогильдийские купцы Петербурга, Москвы, Казани, Уфы и других городов. Они закупали степные товары для Европейской России и имели в Петропавловске свои магазины с разнообразными товарами. В это время в Петропавловске вырастало и своё местное купечество. Нажив достаточные капиталы, петропавловские купцы не ограничи¬вались торговлею на месте. Они ездили в степь, ездили на Ишимскую и Ирбитскую ярмарки, пробирались и вглубь Европейской России, оказывались на Нижегородской ярмарке.
В 1850 г. городское хозяйственное управление зарегистриро¬вало местных купцов по 2 гильдии 6 человек и по 3 гильдии - 45 человек. Для записи во 2-ю гильдию требовалось объявление капитала в 6.000 руб., в 3 гильдию – 2400 руб. В 1853-м же году было зарегистрировано по 2 гильдии 6 человек, а по 3-ей – уже 65.
Немного позднее в Петропавловске появились свои купцы I гильдии (с объявленным капиталом в 10.000 руб.). В 1862 г. в Петропавловске был уже 201 гильдейский купец с официальным капиталом в 529.200 pуб.
Петропавловские купцы имели в степях своих разъездных торговых агентов после того, как в 1845 г. русским купцам разрешили выезжать в степь за линию укреплений. Количество разъездных агентов сильно выросло после 1868 г., когда были отменены торговые пошлины в степи. Нажив огромные прибыли, разъездные агенты делались самостоятельными хозяевами, записывались в купцы и развертывали торговое дело на более широкой основе.
Наличие крупных оптовых сделок и междугородней торговли заставило петропавловское купечество ходатайствовать об открытии в городе банка. 8 сентября 1867 г. последовал указ Сената об учреждении в Петропавловске городского общественного банка с основным капиталом в 40.000 руб. Банку разрешалось производить следующие операции: приём вкладов, учёт векселей, выдачу ссуд под залог процентных бумаг, товаров, драгоценных вещей и недвижимых имуществ.
Банк был открыт 10 марта 1871 г. В первые же годы солидными размерами своей деятельности он оправдал целесообразность его организации. К 1881 г. основной капитал банка состоял из 70.523 руб., резервный – из 20.210 руб. Всех оборотов банка за 1881 г. было на сумму 2.874.384 руб. 54 коп.
Количество купцов в городе росло с каждым годом. Город всюду был обставлен торговыми лавками. В 1908 г. имелось 677 лавок. Петропавловские купцы в то время имели обширную торговлю с Америкой, Англией и Германией. В Петропавловске хозяйничали иностранные торговые фирмы. В 1912 г. из Акмолинской области было вывезено скота и продуктов животноводства на сумму 22.474.127 руб. Петропавловские купцы были хозяевами города. Они сами себя выбирали в Городскую думу и в управу. Для удобства ведения торговых дел в начале XX века была создана купеческая корпорация - «Петропавловский биржевой комитет», который и координировал крупные торговые операции. В 1912 г. в Омске был созван 1 съезд представителей биржевой торговли и сельского хозяйства Сибири, Степного края и Зауралья. Съезд постановил организовать постоянный Совет съездов представителей биржевой торговли Сибири, Степного края и Зауралья. Этот Совет стал своеобразным торговым синдикатом, много содействовавшим развитию сбыта степных товаров за границу.
Расширение торговли, развитие капитализма в Казахстане содействовало установлению хозяйственных связей между казахским народом и Россией. Со времени открытия в 1895 г. движения по Великому Сибирско¬му железнодорожному пути на участке Челябинск-Омск, в петропавловской торговле стали играть большую роль как иногородние русские купцы, так и иностранные бизнесмены. Естественно, что и Северный Казахстан, через который прошёл Сибирский путь, стал открытым для капитала.
Город Петропавловск стал одним из опорных пунктов для проникновения англо-американского и германского капитала в казахские степи. Заграничные фирмы, имея возможность грузить на пароходы в черноморских портах дешёвое зерно Украины и Северного Кавказа, считали нерентабельным по дальности перевозок вывозить хлеб из Сибири и Степного края. Они предпочитали везти отсюда более дорогие продукты: мясо, масло, сало, кожи, конский волос.
Животноводство Степного края стало значимой отраслью сельскохозяйственного производства, приспособленного для нужд мирового рынка. Уже в год открытия железной дороги, в 1895 г., со станции Петропавловск ежемесячно отправлялось в Америку по 100 тысяч и более шкур козьих (козлина).
Омская газета «Степной край» (23 июня 1905 г.) писала: «Из Петропавловска непосредственно в Америку идёт прямо козлина. Из Петропавловска и других городов непосредственно на лондонский рынок доставляется баранина и дичь. В 1904 г. некоторые лондонские фирмы командировали в Степной край агентов, обучавших киргиз современным способам убоя баранов, чем достигалось требуемое качество продукта. Американские фирмы имеют в Петропавловске и других городах Степного края постоянных агентов и даже конторы для закупки кож и волоса».
Сбыт степных товаров в Америку осуществлялся также и через посредство германских торговых фирм. Деловые люди Нью-Йорка, Бостона, Филадельфии и других американских городов охот¬но покупали высококачественные степные товары. Перед первой мировой войной из Петропавловска в Америку вывозились разные кожи, шкуры, конский волос, бараньи кишки (солёные и сухие), в незначительном количестве пушнина и свинина. Особенно ценным товаром считались кожи. Петропавловские кожи на американском рынке по качеству считались лучше семипалатинских, оренбургских, кустанайских. Ньюйоркские фирмы присвоили им наименова¬ния: петропавловская козлина, петропавловская кургашка, петро¬павловский конский передок и пр.
Ежегодно, перед Первой мировой войной, в Америку из Петропав¬ловска вывозилось: около 1.000.000 козьих кож, около 500.000 овечьих, около 200.000 конских (крупных и средних), около 200.000 яловых, около 200.000 телячьих. Конский волос больше шёл в Англию. В Америку же его шло меньше. Там был спрос на конскую гриву, её вывозили перед Пер¬вой мировой войной ежегодно около 30.000 пудов.
Бараньи кишки вывозились в Америку через посредство герман¬ских фирм, которые сами на этой торговле изрядно зарабатывали. Их вывозилось ежегодно перед Первой мировой войной около 500.000 штук.
Масло сливочное и дичь в то же время шли в Англию. В Бельгию, как и в Америку, шли кожи. Свои огромные прибыли англо-американские и германские бизнесмены наживали в Степном крае при посредстве петропав¬ловских, омских и других российских купцов.
Многие иностранные фирмы имели здесь своими представителями русских купцов. Иностранные фирмы в Петропавловске занимались не только покупкой продуктов животноводства, но и вели прода¬жу сельскохозяйственных машин и орудий, а также торговали го¬товыми изделиями, выделанными за границей из сырья Степного края.
Об этом в газете «Степной край» 28 июня 1905 г. сообщалось: «Наши сырые продукты идут в Америку, Бельгию и дру¬гие государства, возвращаются к нам в обработанном виде: ремни, чемоданы, саквояжи, портсигары, кошельки, обувь, кожи и пр., выделанные из продуктов нашего же животноводства..!».
По ходатайству петропавловских купцов в 1905 г. было установ¬лено регулярное движение специальных ускоренных товарных поездов для вывоза масла из Степного края к портам Балтий¬ского моря. Здесь масло грузилось на пароходы, идущие в Англию.
Англо-американские и германские коммерсанты поддерживали и петропавловских купцов и деревенских зажиточных крестьян. Многие зажиточные крестьяне Петропавловского уезда перешли исключительно на ведение жи¬вотноводческого хозяйства, располагая огромными стадами и пастбищами.
Например, Поляков (с. Становое) арендовал 7.000 десятин выпаса и сенокоса. В сёлах Полуденом, Лебяжьем (Конюховский район) были крестьяне, имевшие по 1.500 десятин выпасной земли. Петропавловский коммерсант Мазаев имел 10.000 десятин собственной земли.
Для удобства торговых сделок зажиточные крестьяне Степного края объединились в «Союз сибирских маслодельных артелей», который и поставлял иностранным фирмам основную долю экспортно¬го масла. В начале XX века из Петропавловска и Омска ежегодно вывозилось за границу свыше 1.500.000 пудов масла. Так земледельческое хозяйство Степного края приспосабливалось к запросам рынка.
Вот и сегодня Петропавловск остаётся крупным торговым центром на пересечении российской Транссибирской железнодорожной магистрали и Казахстан Темир Жолы. Здесь сходятся также и основные автомобильные пути двух приграничных государств, начинающиеся в Западном Китае и европейской части России и протянувшиеся на весь евразийский континент. Налажено у нас и надёжное авиасообщение, что подтверждает международный статус местного аэропорта.
О значительном торговом интересе к нашему региону свидетельствует открытие в областном центре в 2019 году локальной специальной экономической зоны (СЭЗ) «Кызылжар», что существенно увеличит товарооборот и экспортно-импортный потенциал нашей страны в целом.
Одним из крупных и популярных рынков города является «Центр Оптовой Торговли» («ЦОТ»), очень удобно расположенный в центральной части Петропавловска и ведущий свою историю с 1997 года. Дешёвые и разнообразные товары, как продуктового спектра, так и промышленного ассортимента, сам универсальный характер рынка, его транспортная доступность, наличие хороших подъездных путей, собственные парковка и автостоянка, низкие и вполне приемлемые цены, уважительное отношение персонала к покупателям, - всё это обеспечило рынку широкую известность среди горожан.
Изначально ЦОТ задумывался как рынок со специфическими, оптовыми ценами на продукцию. Во многом так оно и есть по нынешнее время. Поэтому ЦОТ остаётся излюбленным местом для покупок у жителей города и области уже много лет. Именно на ЦОТе можно купить товары крупным и мелким оптом: муку, крупы и макароны мешками, напитки и соки палетами, хозяйственные товары в больших экономичных упаковках и т.д. Покупателя всегда порадует здесь широкий ассортимент товаров и приемлемые цены.
На рынке ЦОТ функционирует около 360 торговых мест. Количество работающих продавцов составляет в среднем 400 человек. Однако фактическая занятость населения гораздо больше, поскольку следует также учесть 214 хозяев самих торговых точек и более 90 лиц грузчиков, обслуживающих торговые объекты.
В 105 торговых точек доставка товаров осуществляется в среднем 3 – 5 раз в месяц. Товар доставляется на автотранспорте в сопровождении экспедитора, что дополнительно создаёт рабочие места примерно для 200 человек. Администрирование, уборку и охрану рынка осуществляет трудовой коллектив в составе 53 сотрудников.
По договорам подряда и договорам на оказание возмездных услуг с рынком ЦОТ сотрудничает более 70 организаций-смежников, что также дополнительно сказывается на занятости ещё более 270 человек (строительные работы, охранная сигнализация, вывоз мусора и т.п.).
Деятельность рынка курируют, контролируют и надзирают службы Департамента по защите прав потребителей, ветеринарные, растениеводческие, пожарные органы, органы Госстандарта, метрологии и прочие. В среднем это обеспечивает работой ещё более 260 человек.
Таким образом, один только рынок ЦОТ даёт нашему городу более полутора тысяч рабочих мест. Как известно, каждое рабочее место поддерживает жизнеспособность как минимум 1 – 2 взрослых человек и их детей. Легко подсчитать, что рынок «кормит» более 3.000 человек, а с нетрудоспособными членами семьи и иждивенцами это количество возрастает до 4 – 5 тысяч.
Кроме того, товар, закупленный на рынке и увезённый оптовиками в районы и сёла области для розничной перепродажи, обеспечивает «куском хлеба» и создаёт дополнительные рабочие места для неограниченного и неподвергающегося точному подсчёту круга лиц.
На рынке расположены доступные пункты и точки общественного питания, что немаловажно для работников и служащих многочисленных офисов деловой сферы Петропавловска. Именно здесь менеджеры среднего звена могут быстро и вкусно подкрепиться в свой непротяжённый обеденный перерыв.
Представители малого и среднего бизнеса именно на «ЦОТе» закупают необходимые им ежедневно расходные материалы, сырьё и полуфабрикаты, будь то изделия и инструментарий для салона красоты или пищевая продукция для отдалённых сёл области. О популярности рынка может свидетельствовать хотя бы то большое скопление народа и автотранспорта, которое здесь наблюдается регулярно по пятницам, субботам и воскресеньям каждой недели. Пропускная способность рынка составляет 2,3 – 2,6 тысячи человек в день, в том числе покупатели, прибывающие на своём автотранспорте, - 130 – 150 единиц в день.
Как известно, рынки бывают разных категорий. А в зависимости от категории складывается и цена на место на рынке, стоимость арендной платы на нём, а, следовательно, в конечном счёте, - и цена для потребителя на реализуемые изделия, вещи и товары. Чем фешенебельнее и благоустроеннее рынок, тем дороже продажи.
Такой рынок, как «ЦОТ», призван, в первую очередь, удовлетворять интересы основной массы населения с устоявшимися вкусами и далеко не с официально декламируемыми уровнями доходов: размером среднемесячной заработной платы по республике в 190 тысяч тенге, а по Северо-Казахстанской области – около 160 тысяч тенге, что, безусловно, далеко от истины и не отражает реальную картину благосостояния казахстанцев.
На мой взгляд, задача местной власти состоит как раз в том, чтобы находить баланс интересов продавцов и покупателей, отвечать нуждам всех категорий населения, от самых высокооплачиваемых до имеющих скромные, но постоянные доходы. Следовательно, в городе должны быть торговые площадки, устраивающие буквально всех и рассчитанные на разные кошельки. Ведь, как известно, любая торговля, малая ли, большая, - это всё-таки «двигатель экономики».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев