Евгений Пельц, новосибирский писатель
В Курагинском районе Красноярского края есть живописная и загадочная река под названием Кизир, которая берет свое начало в районе озера Междуречное, расположенного в центральной части Восточного Саяна. Река Кизир - самый крупный правый приток мощной реки под названием Казыр (Казыр – хак., тув. – «злой», «свирепый), которая впадает в реку Тубу (бассейн великой реки Енисей).
Название реки Кизир происходит от хакасского «кизiр» - режущий, потому что в своих верховьях река протекает в каньоне, где ее бурные воды с ревом прорезают очень узкий (3 – 5метров) проход среди скальных берегов. Река наполняется от тающих ледников и множественных родников, потому и вода в ней чистая и прозрачная.
Много историй о судьбах первопроходцев хранит и помнит река, кого-то она приютила и прокормила, а кто-то сгинул в ее окрестностях или утонул в ее бурных водах. Вдоль всего пути реки проложены тропы, по которым бродили охотники, золотоискатели, беглые каторжане. По «спиртоносной тропе» вдоль Кизира бегали китайцы-спиртоносы, скупающие «презренный металл» и меха у старателей за спирт, ну и, конечно, в тех местах «шарились» лихие люди, которые ни Бога, ни черта не боялись. До наших дней дожили легенды о бандите Самашке и его сыновьях, которые подстерегали бедолаг-китайцев, грабили их, убивали и топили в омуте, который так и кличут теперь «Самашкина яма».
По всей длине Кизира нередко встречаются заимки людей, любящих уединение, тайгу и небольшое хозяйство. А уж сколько срублено изб рыбаков и охотников, так и не пересчитать. Многих приманивает река, да не всех привечает. Местные же бережно относятся к реке, почитают обитающих на ее берегах чудотворных каменных богов и Кизирских духов, считаются с ее мощью и своенравностью, и если ходят по реке или сплавляются, то обязательно спрашивают у Кизира разрешение, преподносят реке дары.
По приданию или по слухам, в далекие времена, чтобы поклоняться духам, ублажать их и подносить дары, прося о защите и помощи, в устье, где горная река Шинда впадает в реку Кизир, на небольшом мысу, на месте древнего языческого капища, был установлен женский идол местными аборигенами, не то кыргызами-тубинцами, не то хакасами. Река Шинда, правый приток Кизира, берет свое начало в высокогорье Саян и протекает по территории Курагинского района Красноярского края. Исток Шинды питают горные ледники и снега.
Дело в том, что, протекая в долине среди гор, Шинда выходит на равнину, междуречье, закрытую от ветров горными хребтами и большими холмами. В отличие от других мест необъятной таежной территории Красноярского края в этой равнине климат более мягкий и теплый, да и снега зимой поменьше. Всякому зверью - лосю, маралу, косуле, кабарге в этом месте проще прокормиться и перезимовать. Зная это, местные охотники промышляли зверя для пропитания и добывали пушнину: соболя, выдру, белку, росомаху.
А чтобы охота была более удачной, поклонялись местным духам и женскому идолу. Никто не знает, сколько времени прошло с тех пор, как установили идола. Но и его время кончилось - сгнило дерево. В труху превратилось. Да и люди, которые оберегали женского идола, видать, покинули эти земли, переселились, а вот легенда про «Деревянную бабу» дошла до современников. Пришли другие люди, прослышали легенды про тюркского истукана и решили восстановить его.
Так, в начале 80-х годов трое энтузиастов, среди которых, по всей видимости, был художник, срубили из цельного ствола кедра нового истукана, или, как его прозвали в народе, «Деревянную бабу».
Долго простояла эта «баба» на мысу, лет сорок - пятьдесят, и никто за многие годы над ней не надругался и не повредил деревянную статую. Верили люди, что идол только пользу приносит, охотников и рыбаков оберегает. Берегиня, значит!
Как-то по весне разбушевались духи реки Кизир, вода высоко поднялась и вымыла идола из земли и понесла его по бурным водам. То ли случайно заметили люди плывущего по реке идола, то ли «Деревянная баба» сама прибилась к берегу реки Джебь. Люди не поленились, выловили «бабу» и вкопали ее уже повыше на мысу, где река Джебь впадает в Кизир.
Люди спасли идола, а идол оберегал людей, по крайней мере, так верили. Плывут по реке люди или идут по берегу, обязательно остановятся у «Деревянной бабы», притронутся к ней, поговорят, может, что-то у нее попросят или желания загадают, а то дары какие-никакие истукану преподнесут: порцию водки, печенье, конфетки.
Но годы никого не жалеют. Непогода, снег, дожди, ветер постепенно разрушали и эту «Деревянную бабу», древесина которой начала разлагаться. Нашлась среди людей добрая душа, позаботилась об истукане и покрасила идола масляной краской. Может быть, и не стоило красить, и простоял бы истукан еще пару десятков лет, да вот досада, сгнило дерево под краской – говорят, «парниковый эффект».
Как-то быстро разрушился идол, только труха и осталось от него. Время шло, и люди заскучали по идолу. Говорили: «Ну там, на мысу, ну, где «Деревянная Баба» стояла!» А «бабы»-то и нет…
Были случаи, когда кому-то из рыбаков-охотников, нет-нет, да привидится издалека женский идол. Знак хороший – предупреждение об опасности какой-то, чтобы люди бдительней были.
Пару лет назад мой хороший товарищ, Антон З., живущий в поселке Курагино, человек, который впервые познакомил меня с рекой Казыр и открыл для меня тропу в «Город Солнца», построенный в бескрайней Красноярской тайге общиной Виссариона возле озера Тиберкуль, решил, что надо бы опять восстановить «Деревянную бабу», доброе дело сделать.
Нашелся художник по дереву и по заказу Антона сваял новую статую - «Деревянную бабу», да еще и омолодил ее. Красивая, молодая женщина получилась, правда нагая, в общем естественная, как на свет появилась. А кому не нравится, пусть свою деревянную бабу сваяют.
В свои 59 лет моложавый и бодрый Антон, любитель охоты, рыбалки и приключений, еще не походил на деда, но, имея трех внуков и трех внучек, по статусу являлся дедушкой – молодым дедушкой.
Собрал Антон старших внуков и общими усилиями они погрузили «бабу» на лодку и перевезли до места Усть-Джебь, на мысу которого и вкопали уже эту новую «Деревянную бабу», да еще и старый сухостой спилили, чтобы статую далеко с реки видно было. Благо, рядом зимовье находится, где «леший» круглогодично проживает. Лешим прозвали местного жителя Сергея Н., бывшего милиционера, который ушел на покой и поселился отшельником в Усть-Джеби. И за порядком следит и браконьеров дисциплинирует – шалить не позволяет. А теперь еще и за статуей присматривать будет. Короче, при бабе теперь Серега, хотя и при деревянной.
Слух о новой «Деревянной бабе» быстро разлетелся по округе. Кто-то расценил такой поступок как выходку «по приколу», а многие, особенно рыбаки и охотники, одобрили появление деревянной статуи на мысу, да еще и прозвали ее шаманкой. Плывут и кричат с реки: «Привет, шаманка!»
Ну что тут скажешь? В дикой тайге встреча даже с деревянной бабой, и та приятна! Конечно, все по-разному могут посмотреть на эту ситуацию, но с момента установки «Деревянной бабы» еще никто, слава Богу и спасибо духам Кизира, в високосный 2024 год не утонул!
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3