22 июня 1941 года Ираклий Моисеевич работал в своей мастерской над репродукциями к поэме «Витязь в тигровой шкуре», когда дверь внезапно распахнулась и в комнату вихрем ворвалась жена. «Война!» – только и вырвалось у нее. Поражённый Тоидзе, увидев ужас, но вместе с тем спокойную решимость на лице своей супруги, немедленно попросил её замереть на месте. Именно жена послужила художнику вдохновением для создания плаката. На нём он изобразил обычную женщину в простом красном платье, которая должна символизировать образ России-Матери.
«Мама с шумом распахнула дверь, крикнула в отчаянии: «Война!» Видимо, выражение лица у нее было такое, что отец воскликнул: «Стой так и не двигайся!» Он был безумно талантлив, как губка в один миг улавливал и впитывал эмоции, которые обуревали человека. И сразу начинал делать наброски», – вспоминал впоследствии Александр Тоидзе, сын живописца.
Художник почувствовал, что рождается произведение – столь необходимое в первые дни войны. Он отложил Руставели и немедленно стал делать наброски углем. Жена несколько часов позировала, а он рисовал – один вариант за другим. На следующий день плакат был готов. Этот эмоциональный порыв художника не был необдуманным, был создан великий образ – Родина-мать! Образ — одновременно и личностный, и сплачивающий миллионы. Мать есть у каждого. Каждый солдат, отправляясь на фронт, защищает свою мать. В разлуке с родными, любой боец в воспоминаниях в первую очередь обращается именно к ней. А если матери уже нет на свете – солдат встает на защиту родных могил…
Тоидзе заметно «состарил» красавицу супругу. На фронт же уходили не только вчерашние школьники. И провожали солдат не только молодые матери. Обобщенный образ матери – седовласая женщина с сильными, натруженными руками. Тут не нужно было подчеркивать изящество. Ираклий Тоидзе избрал трагический, величавый ритм – как и Александр Александров для композиции «Священная война», написанной в те же дни. В народном сознании эти два шедевра слились воедино: здесь видна не только содержательная, но и стилистическая общность. В облике Родины-матери есть не только «ярость благородная», но и благородная сдержанность. Красное платье, красный широкий плат наброшен на плечи. Реалистическая прорисовка костюма лишь отвлекала бы от сути плаката, от главного посыла. Красный цвет – советское знамя, только так современники и воспринимали метафору Тоидзе.
В 1941 году войскам Красной армии нередко приходилось отступать, оставляя наши города врагу. Один молодой боец, уходя на восток, увидел на стене дома плакат и закричал: «А как же моя мама?» Выбежал из строя, сорвал плакат, бережно спрятал его под гимнастеркой. И подобных фронтовых рассказов — немало. Плакатный образ Родины-матери и сегодня пробирает до мурашек. В Первую мировую войну столь же трепетно защитники Отечества относились к другому оберегу – иконке с образом Божьей матери.
Если мы скажем, что без плаката Тоидзе исход войны был бы иным, это будет преувеличением. Но Великая Отечественная Война – это тысячи подвигов, каждый из которых неповторим. В первый день войны художник создал самый мощный и впечатляющий плакат эпохи, который стал одним из слагаемых Победы. Ни один учебник, повествующий об истории Великой Отечественной Войны, не обходится без изображения Родины-матери. Для различных музеев Ираклий Тоидзе написал еще десяток авторских повторений великого плаката, а первый оригинал хранится в Третьяковской галерее…
В дни смертельных испытаний патетики не стесняются. На ум приходят строки, которые написал в те роковые дни Константин Симонов:
Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Все, что у нас осталось вдалеке,
Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину – такую,
Какой ее ты в детстве увидал.
https://herocron.ru/toidze-iraklij-moiseevich-sozdatel-plakata-rodina-mat-zovet
Нет комментариев