Мы живем в ожидании возвращения Господа, когда мир вражды, боли и смерти останется в прошлом, и явится мир совершенно новый, «новое небо и новая земля». Умершие во Христе воскреснут в прославленных, «нетленных», т. е. не подверженных болезни и смерти телах, чтобы войти в вечную жизнь преображенной вселенной (2 Петра 3:10-13). То, что представлялось людям ценным, чего они добивались ценой упорных трудов, соперничества и вражды, окажется пустым и ненужным.
Впрочем, пустота всего этого ясна задолго до Второго Пришествия – никто из нас не возьмет в гроб ничего из заработанного: «Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Луки 12:20). Но если все то, ради чего люди в миру прилагают такие усилия, окажется тщетным, зачем же нам трудиться?
Желание пренебречь земными обязанностями возникало у некоторых христиан еще в апостольскую эпоху: зачем нести труды и заботы земной жизни, если этот мир все равно идет к своему завершению? Уже апостол Павел столкнулся с необходимостью объяснять ошибочность такой позиции: «Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся. Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб» (2 Фессалоникийцам 3:10-12).
Первая причина трудиться: не быть тяготой для других
Самая очевидная причина продолжать трудиться, на которую указывает апостол, – необходимость заботиться о своем пропитании и не быть в тягость другим. Когда мы работоспособны и можем позаботиться о себе (и о других), а вместо этого сидим на шее у ближних, мы поступаем несправедливо, порождаем причину для ропота и создаем плохую репутацию себе и нашей вере. Апостол говорит, что хотя он и мог бы жить за счет благовествования, он старался обеспечивать себя сам: «Ибо вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедывали у вас благовестие Божие» (1 Фессалоникийцам 2:9); «…сами знаете, что нуждам моим и [нуждам] бывших при мне послужили руки мои сии» (Деяния 20:34). Мы должны не только быть в состоянии обеспечивать себя, но и заботиться о членах семьи: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тимофею 5:8); мы также должны заботиться о нуждающихся: «Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся» (Ефесянам 4:28).
Вторая причина трудиться: мы созданы на добрые дела
Мы не приобретаем спасение добрыми делами – оно приобретено для нас исключительно крестной жертвой Спасителя. Но та новая жизнь, которую мы обретаем во Христе, проявляет себя в усердном служении Господу. Павел пишет: Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены, – и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять (Ефесянам 2:4-10). Мы спасены не делами, но на добрые дела. Дела действенной любви к ближним, – помогаем ли мы людям непосредственно или уделяем из заработанного, – требуют труда, затраты времени и усилий: «Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: "блаженнее давать, нежели принимать"» (Деяния 20:35). Спасение не является наградой за наши дела, однако дела важны для Бога: Он видит их и уготовляет за них награду. Наши дела будут испытаны: «Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, – каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня» (1 Коринфянам 3:11-15). Об умирающих христианах говорится, что «дела их идут вслед за ними» (Откровение 14:13).
Третья причина трудиться: Бог потребует от нас отчета в том, как мы распорядились вверенными нам талантами
В притче о талантах Христос говорит, что всем нам даны определенные возможности, и мы несем ответственность за то, как мы ими распорядимся (см. Матфея 25:14-30). Хотя в древнем мире слово «талант» означало крупную сумму денег, благодаря притче оно приобрело другое значение – «талант» как способность человека к чему-то, скажем, к музыке или математике. С этой притчей связано и известное выражение «зарыть талант» – не дать развиться своим способностям. Мы должны не зарывать свои таланты, но обращать их на служение Богу. При этом таланты – это не только деньги и способности, хотя, конечно, и они тоже. Это вообще все наши возможности послужить Богу и людям, вкл. социальные связи, опыт, время, здоровье и т. п. Бог наделил нас определенными ресурсами, чтобы мы употребили их в дело и принесли плоды.
Трудиться ради Господа
Христианская вера меняет не тот факт, что мы трудимся, но мотивы, по которым мы работаем. Мы не участвуем в мирской гонке за богатством, властью и престижем, но с любовью служим Богу и людям, «зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал» (Ефесянам 6:8). Мы можем делать точно те же дела, что и неверующие люди: убирать снег, пробивать чеки на кассе, преподавать детям математику, руководить производством. Но мы призваны делать их по иным мотивам. Представим себе человека, который сидит в супермаркете, принимая оплату за покупки. Это утомительная работа, которая требует постоянной сосредоточенности и выдержки, особенно когда покупатели чем-то недовольны или ведут себя неадекватно. Она не особо престижна и не слишком высоко оплачивается. Человеку, который ей занимается, легко впасть в раздражение и горечь, счесть себя неудачником, вынужденным идти на ненавистную работу, чтобы как-то прокормиться, начать злиться на людей и на себя самого из-за того, что ему не досталось более привлекательного места в жизни. Он может испытывать раздражение на покупателей и начальство, которое требует от него приветливого поведения.
Христианин же призван увидеть в этой ситуации возможность послужить Богу и людям: кассир нужен на этом месте, чтобы у людей была пища на столе; он может улыбкой и кратким добрым словом ободрить и утешить тех, кто с ним соприкасается. Работая, мы исполняем ту миссию, которую возложил на нас Бог в том месте, на которое он нас поставил. Когда мы перестаем оценивать себя по мирским критериям «успеха», мы освобождаемся от горечи предполагаемой «неудачи» и с радостью делаем то дело, к которому нас призвал Бог. Теперь представим себе человека на противоположном конце социального спектра – владельца торговой сети, в которой работает кассир. Он может выполнять свою работу, – управлять людьми, заключать договоры, вводить новшества, которые должны повысить эффективность сети, – по разным мотивам. К примеру, чтобы заработать как можно больше денег для себя и добраться до тех исключительных товаров, услуг и удовольствий, которые изобретают специально для очень богатых людей. Он может принимать участие в гонке за статусом и престижем, чтобы у него был автомобиль более дорогой, чем у других людей его круга.
Но что, если он стал христианином? Должен ли он оставить свое место в обществе и предаться дауншфтингу или «жизни для себя», когда человек отказывается от забот и хлопот, связанных с высоким статусом? Нет, ведь этим он подведет множество людей, работа и достаток которых зависят от его опыта управляющего. Он должен изменить не свою работу, а мотивы. Главным его мотивом станет не «как мне заработать деньги на престиж и удовольствия», а «как мне послужить Богу и людям, используя те возможности, которые Бог мне дал». Трудясь каждый на своем месте, мы служим Христу и проявляем любовь к людям. Когда мы понимаем, что впереди у нас вечность с Господом, наша работа в этом мире не становится бессмысленной. Напротив, она наполняется новым смыслом. «И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков» (Колоссянам 3:23).
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев