Западные производители зря надеются, что вернутся в Россию и покончат с импортозамещением
Российские специализированные издания сообщили о начале стендовых испытаний на заводе «Тюменские моторостроители» нового российского газотурбинного двигателя (ГТД). Речь идет о полностью локализованной силовой установке судового типа ТМ16, которая соответствует ранее использовавшимся зарубежным ГТД. Это необходимо для их замены без дополнительных затрат на уже действующих объектах.
Отдельно уточняется, что в 2022—2024 годах в модернизацию завода было инвестировано порядка 10 миллиардов рублей. Сибирские моторостроители получили новейшие станки и другое специализированное оборудование, включая высокоточные измерительные стенды.
В планах разработчиков сделать ТМ16 основным приводом газоперекачивающих агрегатов мощностью 16 МВт на новых объектах газотранспортной системы нашей страны, при этом первые поставки намечены уже на 2026 год. Работы ведутся в кооперации с предприятиями «Газэнергосервис», «Уралтурбо» и «Невский завод».
Судовые газотурбинные двигатели отличаются от стационарных и авиационных в сторону усложнения, причем существенного. Их необходимо адаптировать под жидкое газотурбинное топливо в условиях морской качки и специфической среды эксплуатации. Отдельными конструкторскими «головняками» являются присоединение к редуктору и обеспечение реверса.
Эксперты и ученые утверждают, что только ведущие высокотехнологичные страны с мощными инженерными школами могут решать задачи проектирования и изготовления ГТД большой мощности. Дескать, специалисты сталкиваются с огромным количеством противоречивых требований, особенно при разработке первой ступени турбины, в которой температуры зашкаливают за все разумные рамки, при этом системы охлаждения необходимо втиснуть в ограниченное пространство.
Такие ведущие западные двигателестроители, как General electric, Turbo Power & Marine System, Rolls Royce, потратили десятки миллиардов долларов для конверсии авиационных ГТД в судовые и не жалеют об этом.
Согласно ежегодному прогнозу корпорации Mitsubishi Power, контролирующей 35,6% глобального рынка газотурбинных двигателей, в течение следующих 10 лет в мире будет заказано промышленных газовых турбин на сумму более 137 миллиардов долларов, и это без учёта расходов на вспомогательные системы и установку. Если в 2019 году в штучном выражении было продано 389 ГТД большой мощности, то в 2023 году 453 единицы (по 2024 году данных еще нет, но уже сообщают о новом рекорде). В суммарной мощности цифры выглядят соответственно — рост составил от 39.975 МВт в 2019 г. до 44.101 МВт в 2023 г.
В 2022 году произошел всплеск заказов (в переводе на мощность — 50.479 МВт), вызванный спросом электроэнергетических компаний на газовые турбины нового поколения на основе передовых технологий с гораздо более высокой удельной мощностью и эффективностью.
Управление энергетической информации (EIA) Соединенных Штатов сообщило, что мировая энергетика уверенно переходит на газовое топливо как раз из-за высокой эффективности современных ГТД большой мощности. Только они могут обеспечить промышленность дешевой электроэнергией и существенно удешевить транспортные услуги.
В 2023 году, по данным EIA, природный газ обеспечил 43% потребляемой энергии — это самый крупный источник энергии.
Ядерная энергетика заняла второе место (стабильные 18%), за ней следует угольная энергетика (16%), в то время как возобновляемые источники энергии ветра (10%) и солнца (4%) оставались второстепенными.
Дело в том, что газовые турбины считаются наиболее гибким видом генерации для удовлетворения краткосрочных потребностей в электроэнергии, таких как пиковая нагрузка, быстрое резервное питание при перебоях в подаче возобновляемой энергии и защита сети.
Другими словами, как бы ни раздувал ноздри кокаинового носа дурень Зеленский, европейская промышленность, опять-таки согласно выводам EIA, обречена на вымирание без российского газа.
Американцы прогнозируют, что газовая энергетика, основанная на ГТД большой мощности, полностью вытеснит уголь и ограничит рост АЭС, которым тяжело и опасно реагировать на пиковое потребление электроэнергии в условиях перегретой земной атмосферы. Доля возобновляемых источников энергии, скорее всего, сократится. Стабильного ветра становится меньше, а частые штормы и штили делают ветрогенераторы убыточными.
Сейчас из-за газовой блокады России для глобальных поставщиков газовых турбин наступают не очень хорошие времена. Каждый заказ становится более значимым, как результат, в первую очередь, страдает немецкая компания Siemens.
Мало того, что стоимость электроэнергии в ФРГ улетела в космос, так еще янки выдавливают немцев с их «поляны».
Для понимания: в 2024 году три крупнейших производителя газовых турбин по количеству заказов в мегаваттах контролировали 75% глобального рынка ГТД — Mitsubishi Power (15.431 МВт, 35%), Siemens Energy (10.689 МВт, 24%) и General Electric (7.015 МВт, 16%). Теперь у США с 2023 года наблюдался рост продаж газовых турбин, в том числе судовых, на 4% - и на столько же снижение у ФРГ.
«Ливерная колбаса» Шольц получает втык от менеджеров Siemens Energy, главного спонсора политических партий Германии, в том числе и потому, что Россия переходит на свои ГТД, хотя до ввода санкций немцам удавалось через своих лоббистов в нашей стране сдерживать развитие национального газотурбинного двигателестроения.
Эксперты EIA уверены, что со временем РФ начнет поставки своих ГТД странам, которые подвергаются экономическому преследованию со стороны США, именно поэтому любые новости об импортозамещении в газотурбинном двигателестроении в России вызывают зубной скрежет у японцев, немцев и американцев. https://svpressa.ru/science/ar ...
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1