на Нижегородчине, в Поволжье, в окрестностях города с названием Городец. Крестьяне тамошних сёл украшали деревянные прялки резьбой. Поначалу узор делали инкрустацией иных пород дерева (мореный дуб), потом орнамент стали подкрашивать, а потом резьбу совсем заменила роспись. Да, выходит, "сначала была прялка". Но местная прялка отличалась от обычной тем, что её не точили из цельного куска дерева, а делали из двух частей - гребня и донца. Донце - это широкая доска, с одного конца она сужалась, и тут было отверстие для ножки гребня. Донце то и расписывали, кто во что горазд. На нём барышня сидела, пока пряла, а когда не пряла - вешала на стену, аки картину.
Когда прялки у художников-самоучек закончились, в дело пошли сани, сундуки, мебель, игрушки, шкатулки, деревянные панно и прочие подручные предметы (ежели зима - 3/4 года, а сигнал интернета слабый). Писали красками яичными, затем - масло, темпера и гуашь пришли на смену.
Что писали? А то, что видели: праздники, прогулки, чаепития, охота, свидание влюбленных...или - флору с фауной: цветы, коней, птиц, львов. Звери, кстати, обычно были парными: смотрели друг на друга, как на гербах.
1890-е гг были расцветом промысла, но к нач.ХХ в. он начал угасать, однако в 1935 г. художник Иван Овешков в деревне Косково открыл общественную мастерскую, где стал обучать молодых мастеров городецкой росписи.
Автор: Валерий Царев
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев