Если бы осенью 1996 года нам довелось оказаться на трассе Москва-Одесса, мы могли бы увидеть, как вдоль обочины передвигается на дощечке с колесами инвалид. Это был схимонах Макарий, следующий из Николо-Одрина монастыря в Одессу за святыней обители, иконой «Споручница грешных», оказавшейся на Украине. Отцу Макарию предстояло преодолеть на своей дощечке около тысячи километров в один конец и столько же обратно. И он их преодолел! И вернул святыню!
«Отец Макарий – человек исключительной порядочности, доброты, скромности и мужественности. Он и сердце, и всю жизнь посвятил простым людям. Каждый шел к нему за советом и получал душевное успокоение и радость», – так отзывался о старце игумен Тимофей (Елецкий), настоятель Никольского храма города Карачева.
Петр Алексеевич Люльченко (мирское имя старца) родился в 1927 году в крестьянской семье. В 7 лет лишился отца, мать осталась одна с четырьмя детьми. Жили очень бедно, дети не знали, как выглядит настоящий хлеб, мама пекла «хлеб» из травы. У Пети не было обуви и никакой лишней одежды.
В 1944-м он ушел на фронт. В боях потерял нательный крестик и написал об этом матери. Через некоторое время получил письмо из дома – в треугольном, незапечатанном конверте лежал крестик. Это было чудо.
Жители Карачева до сих пор помнят этого удивительного человека, Каждый, кто когда-либо обращался к нему, получал добрый совет или листочек с молитвами. Человек-инвалид, он обладал широкой душой и добрым сердцем.
Умер отец Макарий , как и подобает святому — возле Храма Архангела Михаила, на святом источнике. Об этой кончине Архимандрит Никита(Заиграйкин) сказала так: «От нас ушел один из последних подвижников по образу древних».
После войны работал на стройке, упал с лестницы и повредил позвоночник. Отказали ноги, с тех пор стал передвигаться на дощечке с колесами.
Когда жил в Брянске, много помогал храмам, вырезал киоты для икон, православные кресты, предметы церковной утвари. Его все знали и любили.
В 70-е стал жить в неотапливаемом сарайчике при Троицком храме в Бежичах, и тоже помогал чем мог. Часто спал на голых досках и углях. Питался одними просфорами. Иногда ему приносили батон и воду из источника – вся его еда. В сарайчике Петр переписывал для храма богослужебные книги. Много молился. Стал носить вериги – огромные цепи, которые натирали до крови.
После смерти жены в 1990-м отправился в Оптину пустынь, здесь в 1993-м принял монашество с именем Макарий.
Отец Макарий возрождал Николо-Одрин монастырь, был его первым насельником и помощником игумении Мариам (Шагаровой), которой предсказал игуменство, когда та не была еще монахиней. Умер отец Макарий , как и подобает святому — возле Храма Архангела Михаила, на святом источнике. Об этой кончине Архимандрит Никита(Заиграйкин) сказала так: «От нас ушел один из последних подвижников по образу древних».
Его духовная дочь Анна Шашкова в 2017 году выпустила книгу «Молитвенник земли Русской». Она продолжает собирать воспоминания об отце Макарии и просит всех, кто располагает какими-либо сведениями о нем.
Три года назад о старце Макарии вышел фильм «Молитвенник», снятый Первым Паломническим Телеканалом.
Ежегодно 1 февраля проходит вечер памяти схимонаха, на котором присутствуют как священники Брянской области , так и простые жители.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
Икона Божией Матери "Споручница Грешных" в Николо-Одрином монастыре
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Слово «Споручница» означает: Поручительница или Посредница. «Аз Споручница грешных к Моему Сыну; Сей дал мне за них руце слышати Мя выну; да тии, иже радость выну Мне приносят, радоватися вечно чрез Меня испросят,» - гласит надпись, помещенная на иконе,именуемой «Споручница грешных». Таким образом, Матерь Божия есть Поручительница или Посредница между Милосердым Богом и согрешающими людьми, неусыпная о них Молитвенница и Ходатаица.
Время и место написания иконы, именуемой «Споручница грешных», неизвестно.Прославился же чудесами впервые этот образ в Никольском Одрине монастыре Карачевского уезда Орловской губернии (ныне Брянской области) в середине XIX столетия. Долгое время эта икона находилась здесь в неизвестности. Как малоценная и обветшавшая, она часто была переносима в обители с места на место и, наконец, поставлена в старую часовню около монастырских ворот. И, может быть, со временем, по причине ветхости, эта икона была бы утрачена окончательно. Но Господу Богу и Пречистой Его Матери угодно было сделать этот образ источником многих чудес. Ветхое изображение, почти уже утратившее всякое значение в глазах человеческих, по неисповедимым путям Промысла Божия неожиданно явилось дивным залогом милости Божией.
В 1843 году многим жителям Карачева в сновидениях было открыто, что эта икона имеет чудотворную силу, и вскоре от нее начали совершаться исцеления болящих. Первым удостоился получить от нее исцеление двухлетний мальчик, сын Карачевской купеческой вдовы Александры Почепиной. Припадки, которым он подвергался, не вылечивались медицинскими средствами. Тогда мать принесла его в монастырь и просила братию отслужить молебен у иконы Божией Матери, находившейся среди других старых потемневших от времени икон в часовне у монастырских ворот. В ответ на недоумение, высказанное братией, Почепина объяснила, что об этой иконе ей было открыто в сновидении. Молебен совершили, и через некоторое время от Почепиной пришло известие о том, что сын ее Тимофей совершенно исцелился.Узнав об этом, настоятель монастыря старец Серапион омыл Святую икону, прочел надпись на ней и торжественно перенес ее из часовни в храм. Вскоре от иконы стали совершаться и другие чудеса. Так, например, исцелились: Карачевский мещанин Иван Мартынов от долговременной и постоянной икоты; сын орловского помещика Воейкова (?Новикова) Иоанн - от сведения руки ног; сын мещанки Акуловой Николай - от младенческой болезни, продолжавшейся 30 недель;трехлетняя дочь карачевского купца Павла Сытина, Александра - от золотухи и слепоты, после совершения молебна перед иконой и помазания глаз елеем от горевшей перед ней лампады;жена чиновника Александрова Наталья - от холеры.
Когда в городах Карачеве и Орле появилась и стала свирепствовать холера, то в Одрин монастырь отправлялись многие Богомольцы не только здоровые, но и заболевшие. И, несмотря на многочисленное стечение народа у самой иконы, не только вновь никто не заразился и не заболел, но и все заболевшие раньше исцелялись. Когда чудотворная икона, по просьбе жителей, была принесена в Орел, то холера в этом городе совершенно прекратилась. Чудесные знамения от новопрославленной иконы продолжались, и игумен Серапион, по благословению Преосвященного Смарагда, Епископа Орловского и Севского (1844-1858), составил описание явленных от образа Божией Матери, именуемого «Споручница грешных», чудес и направил его члену Орловского Духовного правления протоиерею Попову. В 1848 году в Московском храме во имя Святителя Николая в Хамовниках прославился чудесами список с иконы Божией Матери «Споручница грешных».
На иконе, именуемой «Споручница грешных», Матерь Божия изображена по пояс. Левой рукою Она объемлет Божественного Младенца, Который обеими руками держит Ее правую руку. Главы Божией Матери и Спасителя украшены коронами. В полукружии около Ликов Пречистой Девы и Спасителя - 12 звезд, по 6 с той и другой стороны. На четырех углах иконы изображены свитки со словами: «Аз Споручница грешных к Моему Сыну» и т.д. Короны и звезды свидетельствуют о том, что впервые это изображение появилось в Малороссии или Белоруссии, а оттуда по соседству перешло в Никольский Одрин монастырь. В конце XIX века в обители был выстроен в честь чудотворного образа каменный соборный храм с приделами в честь Иверской и «Утоли моя печали» икон Божией Матери.
В 1922 году монастырь был закрыт, в 1930 году был разрушен соборный храм в честь иконы Божией Матери, именуемой «Споручница грешных». С 1995 года в обители возобновилась монашеская жизнь, 24 ноября 1996 года возвратилась чтимая икона Божией Матери «Споручница грешных». Произошло это так. В 1920-е годы, когда уцелевшие Святыни разоренного монастыря пытались сохранить жители окрестных деревень, список чудотворной иконы был сохранен рабой Божией Евдокией, жительницей села Старое Орловской области,находящегося в 20 км от обители. Более сорока лет она хранила этот образ. В 1970-е годы сгорел ее дом, и Евдокия была вынуждена отдать икону на хранение неверующим соседям.Вскоре она передала чтимый образ рабе Божией Раисе из общины храма во имя Всех Святых города Карачев. В 1994 году Раиса поехала во вновь открывшийся в Одессе монастырь и забрала с собой икону. Через год она вернулась в Карачев, но икону оставила в одесском монастыре.Поступив в Николо-Одринскую обитель в декабре 1995 года, она рассказала настоятельнице,что монастырская Святыня находится в Одессе у последователей одного из многочисленных расколов. Раскольники согласились вернуть образ только за выкуп. Сестры собрали посильные пожертвования, а за иконой решил поехать подвизавшийся в обители схимонах Макарий(Люльченко, 1927-2000). Из-за паралича ног он передвигался на тележке , обтянутой коленкором дощечке на колесах. Так он совершил путь от Карачева до Одессы, по дороге также собирая пожертвования на икону. Всем миром икону выкупили, и она с большими трудностями вернулась в родную обитель. В 2004 году в монастыре был освящен вновь построенный деревянный храм в честь этого Святого образа.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2
блажити Тя Богородицу,
Присноблаженную и
Пренепорочную и Матерь
Бога нашего.
Честнейшую Херувим и
Славнейшую без сравнения
Серафим, без истления
Бога Слова рождшую,
Сущую Богородицу
Тя величаем.