Автор статьи: Марактаева Анна.
Говоря о полезности и целесообразности действий, важно понимать, какова наша цель в будущем, к чему важно стремиться в процессе? К моменту окончания начальных классов важно, чтобы ребенок умел учиться, хотел учиться и верил в свои способности.
«Уметь учиться»
Этот пункт включает: ребенок может самостоятельно выполнять задания дома и в классе; знает, что, как, в какой последовательности нужно делать. О несформированности умения учиться говорит следующее: ребенок ждет инструкций от родителей или тех, кто с ним занимается, не знает, с чего начинать и как выполнять то или иное задание, не понимает, каким образом прийти к решению задач. Ребенок пассивен, активная роль принадлежит родителям или значимым взрослым. Из-за чего формируется такая позиция и что делать, чтобы этого избежать?
Родители говорят: «Открывай тетрадку. Бери ручку. Рисуй кружочки вот так». И вроде бы все замечательно, отлично выполненное домашнее задание, «смайлик или солнышко», подразумевающие пятерку, обеспечены. И под руководством ребенок может сделать все, но у него не формируется навык самостоятельного выполнения заданий, ведь рядом мама, которая подскажет.
Предлагаю вместо инструкций задавать вопросы: «А как ты думаешь?», «А с чего лучше начать?». Тем самым поощряя ребенка, проявлять инициативу. Любое предложение ребенка встречайте словами: «Хорошая идея!». Если вы замечаете, что он выбрал не то направление, то скажите в форме размышления: «Если бы я делала … я бы сделала …» По сути, вы подсказали, но для уверенности малыша и его самооценки это более благоприятный вариант.
«Хотеть учиться»
Сами того не замечая, мы можем способствовать формированию внешней мотивации: желанию получать хорошие оценки, похвалу от учителя и родителей, страху наказания и т.д. И, конечно, результаты будут сегодня, сейчас, но если заглянуть на несколько лет вперед, при сформировавшейся внешней мотивации, прогнозы оставляют желать лучшего. И через какое-то время эти мотиваторы перестанут приносить результаты.
Чтобы ребенок был успешен в учебе, важно сформировать внутреннюю мотивацию, когда ребенку нравится процесс обучения, когда он получает удовольствие от рисования, чтения, решения примеров и т.д. Родителям важно приучить себя встречать малыша не вопросом, какие оценки ты получил, а что интересного было на уроке, какой предмет тебе нравится больше всего? И если вы будете сфокусированы на удовольствии, на интересе к предметам, заданиям, поверьте, результаты не заставят себя долго ждать. Ведь когда мы занимаемся любимым делом, мы просто получаем удовольствие от процесса, и получаемые результаты гораздо лучше, чем тогда, когда нас заставляют, запугивают или мы вынуждены заниматься.
«Верить в свои способности»
И здесь речь идет о самооценке первоклассника, восприятии себя. Что он думает о себе самом: кто я? какой я? что я могу? Базовые решения о себе самом формируются в возрасте до 8 лет. Период адаптации к роли школьника играет важную роль в этом процессе. Родителям важно понимать: то, что я собираюсь сказать или сделать, помогут ребенку укрепить веру в себя, в свои возможности? Или он почувствует себя слабым, неспособным решать возникающие задачи, действовать? Мы можем подрывать его веру в себя и в свои способности излишне опекая, делая за ребенка то, что он может делать сам, поправляя, критикуя, делая замечания, обвиняя и т.д. Вместо этого верьте в то, что ваш ребенок справится со всем со словами: «Ты справишься, я верю в тебя!». Если чувствуете, что у ребенка недостаточно веры, напомните ему случай, когда он был успешен. И шаг за шагом идите к тому, чтобы вера в себя, в свои способности и возможности крепла.
Дорогой читатель, надеюсь, ты запомнишь эту простую формулу и, общаясь с ребенком, будешь задавать себе вопрос: то, что я сейчас делаю, приближает к поставленной цели или отдаляет? Помогаю ли я сейчас сформировать умение учиться, желание учиться и веру в себя? Берегите себя, любите и будьте любимы!
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев