МЕЛЬНИЦА, НАЛИВНОЕ КОЛЕСО
Еще одна глава из новой книги "На всхожем солнце". Часть первая, Алтайская деревня. (В сокращении).
На одном из рукавов реки среди обширного луга стояла мельница - высокий рубленый из бревен амбар, с прищуренным оком узенького окна. Ее мерное рабочее гудение подходило к нашей деревенской жизни. В студенческой юности я наткнулась на строки стихов Осипа Мандельштама:
Я видел озеро, стоявшее отвесно,
— с разрезанною розой в колесе …
Передо мной вмиг предстал образ наливного колеса нашей мельницы, на которое я так любила смотреть в детстве. Правда исследователи творчества поэта давно выяснили для себя что это — своеобразное метафорическое изображение архитектурных сооружений, впечатлений от двух средневековых кафедральных соборов в Лаоне и Реймсе. Колоссально! Наливное колесо моей деревенской мельницы вмещает в себя, кроме множества образов, образ великой средневековой архитектуры.
Совсем маленькой прибегала я сюда, чтобы посмотреть, как льется вода на огромное колесо. Через шум воды мне слышался нетерпеливый скрип колеса и тут же словно в ответ скрежетал жернов. Они словно переговаривались между собой. «Быстрей, быстрей! – подгоняло неутомимое колесо, а жернов недовольно отвечал: «Тяжело мне, так тяжело, само бы попробовало!». Вращая колесо, вода лилась и заполняла озеро плотины. Плотина на мельнице была сделана из утрамбованной земли, плотной дернины. Сверху ее накрывал деревянный настил, получался мост, у нас его называли слань.
В первые послевоенные годы на мельнице работал мой дед по матери Христиан Федорович. В1946 году он вернулся из Трудовой армии, изнеможденный, едва живой. От природы дед был крепким, здоровенным, почти двухметрового роста человеком. Но жизнь и его в дугу согнула. Желудок у дедушки высох от голода. Бабушка Юля выпрашивала у соседки кружечку обрата, своей коровы у нее, переселенки, не было. И вот стала баба Юля отпаивать обратом дедушку, давая несколько раз в день по несколько глотков; еще давала чуток киселя овсяного, теплой водицы, потом прибавила тертой еды и так она помаленьку его выходила. В это время как раз взялись запустить мельницу, которая в войну стояла, и дедушка стал мельником. Семья сильно голодала. Дедушка постепенно накопил килограмм муки и велел сыну своему-подростку прийти вечером на мельницу. И кто-то из односельчан, не самый добрый человек, увидел и тут же настучал на дедушку. Такие люди тоже всегда были есть и будут. Так дедушка и его сын -подросток за кражу оказались на Колыме, а бабушка с детьми снова осталась одна. И вернулись они в 1952 году. В моем детстве он работал сторожем на заимке, плел корзины, мастерил метла. А мельником в то время был человек по имени Михайло, по прозвищу Кот. Дядя Михайло хорошо знал мельничное дело, но главное был т добрейшим человеком. На мельницу к нему я ходила как к себе домой. Не помню, чтобы хоть раз он турнул меня, как другие, ли крикнул: « А тебе, белобрысая, что тут надо?»
Подробно помню я нутро мельницы. Полумрак чуть разбавлен лучом света из верхнего окошка. Воздух набит белыми вкусно пахнущими частицами муки. Все вокруг в муке, даже толсто настеленный потолок, разделяющий нижнюю и верхнюю половину амбара, где находятся жернова. Все припорошены белым: мельник Михайло, его помощник итаскающие на верх мешки с зерном мужики. Но особенно бел мельник. Халат, кепка рабочие штаны и даже носки ботинок опылены ею. Я уже понимала, что сила воды каким-то образом двигает верхний жернов – толстый каменный круг с отверстием в средине. А нижний жернов недвижен, как вросший в землю богатырь. Меня пугало его название: «Мертвяк», хоть оно и подходило ему, тяжелому, придавленному, недвижимому. В моем воображении этот жернов связывался с тайной речной воды, с утопленниками , с Алешей-русалочником.
Неподалеку от мельницы стоял домок - сорокалетнего одиночки Алеши -русалочника. Небольшой, необычной постройки. Он стоял на сваях, не приземист, как все избы, а стройный, узкий, с острым треугольником крыши. Домок стоитблизко к воде, так что в разлив высокое крыльцо заливает водой. Таких потешных изб в деревне сроду не бывало. Говорят, чтобы лес на этот домок заработать, Алеша год леснику по хозяйству помогал. За этим стоит таинственная, почти сказочная история. Мне ее рассказывала соседка, тетя Груша, тогда ее отец работал мельником.
Это случилось еще до войны, когда Алеша был восьмилетним мальчиком. Ранней осенью ехал он на велосипеде по слани и упал вместе с велосипедом в воду. Около мельницы стояло множество телег с зерном, люди сновали туда- сюда, кто-то заметил и сразу прыгнул за ним. Алешу видимо при падении сильно вдарило велосипедом, выловили его с самого дна, положили на берег, как мертвого. Он не дышал. Но вдруг он стал кашлять, изо рта полилась вода, она потоками текла из него, как из трубы на шею, грудь, так что ткань клетчатой рубашки мгновенно набрякла водой. Так рассказывала тетя Груша, которая как раз была у отца на мельнице и все видела. Бесчувственного Алешу перевернули, подержали некоторое время вниз, лицом к земле. В какой-то момент он зашевелился, пытаясь перевернуться. Ему помогли. Он сел и его еще долго рвало водой. По словам тети Вассы, глаза его тогда широко открылись. Они были водянистые, словно с горкой наполнены водой, «совсем речные» - сказала тетя Груша. Все были напуганы и молчаливы.
–Этот теперь Русалочник, – сказал мельник, глядя на Алешу. В этот момент тетя Груша увидела, как из ушей Алеши вылились маленькие струйки крови. И утопленник стал сильно пахнуть тиной, как рыба какая-нибудь. Прибежала с телятника Нина, мать Алеши, узнав о несчастье, бежал впереди телеги и лошади ее везущей, водовоз Алексей, отец Алеши. Его увезли. Мальчик выздоровел, но совсем «не отошел», как говорили у нас в деревне. Он почти не разговаривал. Долгое пребывание под водой, сильное давление на ушные перепонки повредило его слух.
В детстве Алеша все время рисовал он русалок и подводный мир и, казалось, сам находился в каком-то параллельном мире, возможно в подводном. Картинки были так красочны и красивы, что вышивальщицы наши сводили их для своих вышивок, и даже самодельных ковров. В школе сидел тихо, но ничего не делал. И родители его забрали. Часто приходил он к плотине у мельницы, где тонул. Манило его туда. Что он там видел за те мгновения пока находился глубоко под водой, он не рассказывал, а люди не спрашивали. В нечисть в советское время верили немногие. Считали, что трёкнулся мальчишка. Родители переживали уза своего убогого сына. Колхоз добился для Алеши, как не дееспособного, пенсию. Он жил с отцом и матерью до тридцати лет, родители умерли в один год . Тогда Алеша-русалчоник ушел из родительской избы и построил себе этот чудной домок. Живя у воды, он никогда не ловил рыбу, даже в разлив, когда она вместе с полой водой плавал прямо коло его крыльца, чуть ни в дом заходила. Никогда не ел рыбы. Трёкнутый Алеша, что тут скажешь. Когда он шел по селу в какой-то веселой задумчивости, заложив руки за спину, опустив вниз златокудрую голову, ребята кричали ему вслед:
– Алеша-русалочник! Алеша -русалочник!. Алеша поднимал на свои светлые речные глаза, и улыбался.
Наша мельница -верхнебойка закрылась 1961 году. Зерно стали возить на тюменцевскую мельницу, механизм которой приводился в движение электричеством. Амбар еще долго стоял на Мельничном лугу, и школьницей я любила зимой делать вокруг него круги на лыжах. Когда снег сухой он звучит под полозьями лыж и в нем слышатся человеческие голоса. Мне слышался крик мельника, мужиков, суетящихся у вереницы телег, слышится скрип мельничного колеса, и скрежет жернова.
В 2001 году приезжала я в деревню с десятилетней дочерью Марией. Ни мельницы, ни дома Алеши-русалочника, ни даже рукава луговой Кулунды уже нет. Но может ли исчезнуть то, что когда-то было, занимало место, врезаясь в материю мира, меняя его форму, заполняя ее. Мельница. Вода, имеющая сама в себе свойство течь, свойство быть сильной, вращать, вращать наливное колесо, двигать мукомольный механизм в полумраке Живой водой наливного колеса льются на меня впечатления о встречах с необычными людьми, возбуждают мысль, дают силу работать, перемалывать их в добрую муку для хлебов памяти.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев