Зачатие Пресвятой Богородицы, праздник Православной Церкви, установлен не позднее VII века, ибо уже св. Андрей Критский (+ 712) написал к нему канон.
Праздник посвящен истории зачатия Пресвятой Богородицы ее родителями - праведными Иоакимом и Анной.
Святая Анна, мать Пресвятой Богородицы, была младшей дочерью священника Матфана из Вифлеема, происходившего из колена Левиина. Она вышла замуж за святого Иоакима (память их 9 сентября), который был родом из Галлии и происходил из рода царя Давида.
Иоаким и Анна были женаты 20 лет, вели праведную жизнь, проявляя милосердие к бедным и странникам, принося пожертвования в храм Божий. Иоаким говорил: "Пусть будет от богатства моего всему народу, а мне в отпущение в умилостивление Господу". Но Бог не дал им детей, они были бесплодны.
Это очень печалило его и его жену Анну, так как бездетность считалась Божиим наказанием, бездетные пары подвергались презрению и насмешкам. Однажды, когда Иоаким пришел в Храм принести жертву Господу, первосвященник отказался принять его жертву, сказав, что Иоаким, должно быть, очень грешный человек раз Бог его так наказывает. Иоаким был в таком горе, что решил не возвращаться домой, а удалиться в пустыню, чтобы провести остаток жизни в молитве и посте. В это время святая праведная Анна дома со слезами молилась Богу о даровании ребенка, обещая посвятить дитя Господу, и Господь услышал ее молитвы. Он послал Ангела к Иоакиму с вестью о том, что он должен вернуться домой, и что от его супружеского союза с Анной родится дочь, которая будет матерью грядущего Мессии, то есть Христа.
Владимир Лосский писал:
"Вся библейская история раскрывается как приуготовление человечества к Воплощению, к той "полноте времен", когда ангел был послан приветствовать Марию и получить из ее уст согласие человечества на то, чтобы "Слово стало плотью". Однако исполнение обетований Божиих не является чем-то автоматическим. История Ветхого Завета, история зачатия праведной Анны показывают нам, как человеческая личность в своей свободе, находясь в своих реальных жизненных обстоятельствах, в скорбях и борениях, предоставляет Богу условия, необходимые для того, чтобы Искупление стало возможным. Как Дева Мария стала соработницей Божией в домостроительстве спасения (Св. Ириней Лионский), так и ее родители своим смирением и любовью к Богу дали возможность осуществиться чуду: "Неплоды раждает Богородицу и питательницу жизни нашея" (кондак Рождества Богородицы).
Вопрос о бессемянном зачатии Богородицы играл видную роль в истории христианской догматики; Римо-католическая церковь включила непорочное зачатие Богородицы в число обязательных догматов. Символически бессемянное зачатие изображалось в XVI-XVII вв. вместе с сюжетом Успения Богородицы. Дева Мария в белой тунике и синей мантии, окруженная славой, с 12 звездами вокруг головы, стоит на земном шаре или на полумесяце, рога которого загнуты кверху. На этот сюжет известны картины Мурильо (одна из них в СПб., в Эрмитаже).
Большинство икон, посвященных Зачатию святой Анны, изображают Пресвятую Деву, попирающую ногами змия. "Внизу иконы, по сторонам ее, святые Иоаким и Анна изображаются обычно с поднятыми вверх и молитвенно сложенными руками; глаза их также устремлены вверх и созерцают Божию Матерь, Которая как бы парит в воздухе с распростертыми дланями; под Ее стопами изображен шар, обвитый змием, обозначающим диавола, который в лице падших прародителей стремится подчинить своей власти всю вселенную."
Существуют также иконы, на которых святая Анна держит на левой руке Пресвятую Деву в младенческом возрасте. На лице святой Анны изображено особое благоговение. Старинная икона большого размера, написанная на холсте, находилась в селе Миньковицах Дубенского уезда Волынской епархии. Издревле этот праздник особенно почитался на Руси беременными женщинами.
Тропарь Зачатия праведной Анны
глас 4
Днесь безчадия узы разрешаются,/ Иоакима бо и Анну услышав, Бог/ паче надежды родити тем яве обещавает Богоотроковицу,/ из Неяже Сам родися Неописанный, Человек быв,/ Ангелом повелев вопити Ей:/ радуйся, Благодатная,// Господь с Тобою.
Кондак Зачатия праведной Анны
глас 4
Празднует днесь вселенная/ Аннино зачатие,/ бывшее от Бога,/ ибо та породи// паче слова Слово Рождшую.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев