Вопрос: Как нам относиться к пьяницам?
Объясняет протоиерей Андрей Ткачёв.
Ответ: Господь не дал нам право судить. И это большое счастье. Представьте, легли вы спать. А посреди ночи вдруг вас разбудил ангел и говорит, что некий незнакомый вам мужчина преставился. Вот список его грехов и список его добрых дел. И Господь просит вас решить, куда его отправить: в ад или рай. Но имейте в виду, если он достоин ада, а ты его отправишь в рай, то сам пойдёшь вместо него в ад. А если он достоин рая, а ты его пошлёшь в ад, то вместе будете в аду. Смотри, не ошибись!
Если нам поручат такое, то это будет самое страшное событие в нашей жизни. Да не могу я решать, кого и куда послать. Я не могу, я запутаюсь. Да и вообще решать такое — не моя задача. Я ошибусь стопроцентно. И мы, действительно, стопроцентно ошибёмся. Вот и Господь нам сказал: не суди! И отнял у нас право судить, заповедал не судить человека.
И мы счастливы, что имеем такую заповедь. Поэтому мы и пьяниц судить не будем. Мы будем сдерживаться. Нам стоит успокоиться в этом вопросе. По доброте своей Бог избавил нас от такой головоломки — определять место вечной участи человека после кончины.
Что же касается пьянства, проблема есть, и необходимо молиться Богу, чтобы Он исцелял наши бедные тела и души. У пьянства есть социальные причины. Пьют бедные. «Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душою», — написано в Священном Писании. Бедный пьёт от беды. Но и богатые пьют, правда пьют другое и по-другому. Они погружены в разврат и блуд. И пьянство для них — это тоже занятие.
Государству, несомненно, следует заниматься пьянством. Ведь что такое пьянство? Это смертность на проезжей части, это уличное хулиганство, это немотивированное домашнее насилие...
Есть духовная причина пьянства — это та трещина, та щель, куда заливается алкогольный напиток, чтобы утолить какой-то страх или печаль. Это или нереализованность какая-то, или горечь потери, или пропасть между тем, каким ты должен быть, и какой ты есть на самом деле... И многое другое.
Но, безусловно, идеалом для верующих людей должно быть то, о чём сказал Иоанн Кронштадтский: «Господи, дай этим людям познать сладость воздержания и проистекающих от него плодов Духа».
Одна девушка как-то спросила меня, как относиться к пьющему отцу, чтобы Бога не гневить своим раздражением? Если в доме есть пьющий, то ничего не поможет, кроме терпения. Нужно найти нишу, уголочек в доме, чтобы не видеть и не раздражаться, не ругаться. Злость и агрессия не избавляют человека больше, чем терпение и любовь. Крик и ругань не исправляют человека. Переделать человека не получится, особенно в раздражённом состоянии исправить не получится.
Ещё одна женщина как-то рассказывала, что она избавилась от алкоголизма и курения на какое-то время, а потом всё вернулось обратно. Если отказываетесь от чего-то, нужно высвободившуюся пустоту заполнять чем-то другим и полезным. То есть нельзя просто избавиться от страсти — нужно переориентироваться. Нужно не просто бросить пить или курить, нужно приобрести навык активной жизни — пойти в бассейн или тренажерный зал, к примеру. Нужно активно трудиться. Нельзя просто избавиться от чего-то. Отказываясь от чего-то плохого, нужно обязательно приобретать что-то хорошее.
В продолжении темы пьянства… Я очень удивился, узнав, что афонские монахи спрашивают приезжающих на Святую гору: «Пиво пьёшь?» Про водку даже не спрашивают, терпимо относятся и к другим видам алкоголя — настойкам, наливкам, вину…. На Афоне даже угощают рахат-лукумом, стаканом воды и рюмкой самогона.
Пиво считают врагом человеческим. Говорят, лучше мяса в пост поешь, но пиво не пей. Есть что-то злодейское в этом напитке, которое завоевало сердца миллионов людей. И никуда не убежишь от него — оно везде рекламируется. Люди без пива на футбол не ходят. Пиво — слабоалкогольный напиток. Казалось бы, такая мелочь. А оказывается это открывает двери для грехов.
Лучше мяса в пост поешь, но пиво не пей. Вот это я услышал от афонских монахов и передаю вам.
Нет комментариев