Из интереснейшего письма о западном христианстве (и в т. ч. его пагубном влиянии на украинские и вообще современные православные обычаи) прославленного в Русской Православной Церкви в лике святых Святителя-исповедника Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, мыслителю-евразийцу Петру Николаевичу Савицкому, соузнику владыки по Дубровлагу:
"У нас на Руси старались, если так можно выразиться, мирское «оцерковить», церковное внести в дом. Отсюда украшение горниц святыми иконами, возженные лампады и свечи, кресты и иконы при входе в дом, степенная длинная одежда не только жен, но и мужей, – степенность во всем, земные поклоны пред старшими. В латинстве наоборот в церковь вносится мирское: иконы – с натурщиков и натурщиц, кружевца, ленточки, перелиночка (Ваша Украина раньше нашего Севера переняла от западных христиан обычай украшать передние углы шитыми рушниками с кружевами, – в Московской Руси передние углы в домах украшались «пеленами», такими же, как украшались святыни и в храмах. Какая разница!.. Рушником, что был около икон, можно и лицо и руки вытереть, и в корыте вместе с бельем выстирать и опять повесить. А нашу московскую предыконную пелену так нельзя употребить).
И во внешнем поведении у православных всегда степенность, чинность. Православные или повергаются ниц пред Господом или откровенным лицем яко сыны предстоят Господу. Стояние на коленях это западный обычай, проникший к нам вместе с другим угаром чрез прорубленное Петром окошко. У православных степенность, выдержанность. У западных нервозность, сантиментальность, даже, мне кажется, жеманность: ползание на коленях, биение в грудь, складывание при персях рук ладонями вместе.
Такое различие в настроениях отразилось и в архитектуре. Полумрак наших тесных древних храмов – успокаивающий, умиротворяющий полумрак. Полумрак готических храмов – нервный, подавляющий. Красивы изящные каменные кружева готических сооружений, эти кружева-прелестны, – да, именно, прелестны, от корня «лесть» = обман. Они обольстительны «обманчивы» как много обольстительно обманчивого в латинском христианстве, где церковное стараются приправить, и погуще приправить, мирским, опасаясь, что чисто церковное не по вкусу придется многим. Отсюда: «Мы позволим им и грешить, только с нашего ведома» (Великий инквизитор Достоевского).
<...>
От всего сердца желаю, чтобы в русском русское заглушило нерусское.
<...>
С любовию богомолец Ваш Е[пископ] А[фанасий]
29–30 марта [19]56 г."
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев