4 декабря один из двунадесятых праздников Православной Церкви — Введение во храм Пресвятой Богородицы. Между тем об этом событии не говорится ни в Евангелии, ни в других книгах Священного Писания. Откуда тогда о нем известно? И почему Церковь так торжественно празднует его?
Для начала стоит сказать, что «только из предания» мы знаем обо всех без исключения событиях священной истории. Абсолютно все, что описано в книгах Ветхого и Нового Завета, изначально существовало в форме устного предания, которое десятилетиями, а то и столетиями хранилось в памяти людей и лишь впоследствии было перенесено на бумагу (или, скорее, на пергамент). Да и письменные тексты библейских книг — это тоже одна из форм церковного предания, часть традиции передачи из поколения в поколение рассказов об истории взаимоотношений между людьми и Богом.
Так что недооценивать предание не стоит.
Другое дело, что предание имеет свойство сохранять не только надежные и достоверные свидетельства очевидцев, но и какие-то второстепенные сюжеты, а иногда легенды и мифы, имеющие мало общего с действительностью. Как же выяснить, насколько тот или иной рассказ близок к истине?
Церковь предлагает тут руководствоваться тремя критериями. Критерий первый: насколько близок первоначальный источник, из которого нам известно о том или ином событии, к апостолам — непосредственным свидетелям евангельской истории. Критерий второй: насколько широко разошлось данное предание среди христиан и как давно они его держатся. Иначе говоря, в какой мере можно утверждать, что тот или иной сюжет был известен и считался достоверным повсюду и во все времена христианской истории. И наконец, третий критерий: насколько органично интересующий нас сюжет вписывается в общий евангельский контекст — и содержательно (с точки зрения фактов), и концептуально (близок ли он Евангелию по духу).
Со всех этих точек зрения событие, празднуемое Церковью сегодня, выглядит более или менее достоверным. Во всяком случае, какая-то историческая основа у него явно имеется, пусть Евангелие и не упоминает о нем ни словом.
КАКОЕ СОБЫТИЕ ЛЕЖИТ В ОСНОВЕ ПРАЗДНИКА И ОТКУДА МЫ О НЕМ ЗНАЕМ?
В те времена, когда произошла эта история, ее героиня еще не была Богородицей, а была просто маленькой девочкой Мариам (в греческом варианте — Мария). Ей только-только исполнилось три годика. А вот родители Мариам, праведные Иоаким и Анна, находились уже в почтенном возрасте. Дочка стала для них настоящим подарком от Бога, которого родителям пришлось ждать долгие годы. В какой-то момент... https://vichuga-voskr.cerkov.ru/2023/12/03/vvedenie-vo-xram-2/
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев