Путешествие по страницам Православного календаря увело нас далеко – почти за две тысячи лет до Рождества Христова. Под 22 октября здесь значится память «праведного АВРААМА праотца и племянника его ЛОТА». Повесть об Аврааме открывает собой историю народа Божия и читается в первой книге Библии.
«И сказал Господь Аврааму: «Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе. Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твоё»» (Быт.12:1-2). Здесь – переломный момент в духовной истории человечества.
Смысл призвания Авраама, жителя знаменитого шумерского города Ура (названного в Библии «Уром Халдейским»), определяется тем, что некогда в нём «благословятся все племена земные» (Быт.12:1-3). Он и его будущий народ избираются как представители всего человечества, единого по крови и отношению к нему Бога, избираются на служение всему человечеству.
Из Месопотамии Авраам идет в страну Ханаанскую, ставшую для него и будущих потомков Землей Обетованной («обещанной» Богом), и живет здесь, кочуя вдоль Средиземного моря. Местные жители называют его «евреем», т. е. «переселенцем из-за реки [Евфрата]» и относятся с почтением. Авраам принимает участие в разгроме карательной экспедиции месопотамских царей, освобождает пленённого Лота и получает благословение Мелхиседека, являющегося прообразом самого Христа. Торжественное заключение союза («завета») Бога с Авраамом, названного позднее – с приходом Христа и исполнением обетований – ветхим (то есть устаревшим), становится началом пути к Новому Союзу-Завету. Его телесное знамение – обрезание, а знак обещания потомства – перемена имени: вместо Аврам («великий по отцу») – Авраам («отец множества», то есть «отец многих народов»).
Авраам раскидывает шатер у дубравы Мамре (близ Хеврона) и принимает здесь Трех Странников, изображаемых обычно в виде ангелов, что понимается христианской традицией как прикровенное явление Святой Троицы. Этот эпизод его жизни породил замечательный иконографический тип «Троицы ветхозаветной», вершиной которого стала икона «Троица» кисти Андрея Рублева. Ангелы между тем спасают Лота, живущего в Содоме, – единственного нормального в городе человека (все остальные – представители «сексуальных меньшинств»), и павший с неба огонь уничтожает это место нравственной заразы. (Интересно, что бы они сказали, оказавшись сейчас в нашем городе и пройдя по некоторым ночным клубам?!)
Сначала у Авраама рождается Измаил от служанки Агари (родоначальник арабов), а потом и законный наследник Исаак от престарелой Сарры. Мальчик подрос, и вдруг последовало последнее, неимоверное испытание веры старца: он должен принести Исаака в жертву! Авраам заносит нож над отроком, но ангел отводит его руку (вспомним знаменитое эрмитажное полотно Рембрандта). Так выясняется сущность понятия «вера»: это не отвлечённая философская вера в Бога, которая ни к чему не обязывает (сомнение в Его бытии возможно лишь в одном случае, смотрите Пс.13:1), а вера Богу – верность и доверие живому и личному Богу, меняющая всю твою жизнь. Вскоре умирает Сарра, и Авраам покупает у местных жителей для её погребения пещеру Махпеле и клочок земли, а затем сам получает упокоение в этой родовой гробнице.
«Жил-был человек, который в детстве слышал прекрасную повесть о том, как Господь испытывал Авраама, и как Авраам выдержал испытание, сохранив веру. Став постарше, человек этот сам прочел ту же повесть с еще большим восхищением. И чем старше становился он, тем чаще его мысли обращались к этой повести, тем больше он восторгался ею и в то же время все меньше и меньше понимал её», – писал о себе самом Сёрен Кьеркегор, назвавший Авраама «Рыцарем Веры». Путь жизни каждого духовно развитого человека перерезает когда-нибудь Рубикон, и без обращения к истории Авраама ему не обойтись.
Юрий Рубан,
канд. ист. наук, канд. богословия
ЖИТИЯ АВРААМА И ЛОТА
После смешения Богом языков в Вавилоне люди, разделившись на многие народы, забыли истинного Бога и стали поклоняться идолам. Тогда Господь повелел Авраму: «Выйди из земли твоей. Я произведу из тебя великий народ, благословлю тебя и возвеличу имя твое». С верою и покорностью приняв повеление Божие, Аврам вышел из Ура Халдейского и со своей женой Сарой и племянником Лотом поселился в земле Ханаанской. Вскоре Лот отделился от Аврама, но город, где он поселился, был захвачен врагами, и Лот попал в плен. Аврам вооружил своих рабов, разбил неприятелей и освободил Лота. Когда Аврам возвращался с победой, навстречу ему вышли цари. Мелхиседек, царь Салимский, священник Бога Всевышняго, вынес хлеб и вино и благословил Аврама. Сам Господь был с Аврамом и заключил с ним завет, сказав: «Посмотри на небо и сочти звезды, если только можешь, столько у тебя будет потомков». (Под потомками его подразумевается Церковь Господня). Когда Авраму исполнилось 99 лет, Господь явился ему и сказал: «Я — Бог Всемогущий; ходи пред Лицем Моим и будь непорочен: и Я поставлю завет Мой с тобою и дам тебе многочисленное потомство. Теперь ты не будешь называться Аврамом, но да буде тебе имя Авраам; ибо Я сделаю тебя отцом множества народов. (Имя Авраам означает «отец множества»). Жене же твоей да будет имя Сарра. И родит тебе сына, и имя ему буде Исаак».
У дубравы Мамре, где поселился Авраам, ему явился Господь под видом трех странников (прообраз Пресвятой Троицы). Приняв с почестями и щедро угостив гостей, Авраам обрел благоволение Божие. Один из гостей сказал: «На следующий год, когда я опять в это время буду у тебя, у жены твоей будет сын». Было открыто Аврааму и о намерении Господа погубить жителей городов Содома и Гоморры, погрязших в грехе. Авраам испросил избавления от кары своего племянника Лота, который жил праведной жизнью в Содоме. В дом Лота пришли два Ангела в виде странников. Содомляне стали требовать выдачи их. Тогда Ангелы поразили содомлян слепотой, а Лоту и его родственникам повелели уходить из города в горы. «Спасай душу свою и не оглядывайся назад», — сказали они. После их ухода Содом и Гоморра были поражены ниспавшим с неба огнем с серой, и вся страна та обратилась в соленое озеро (ныне Мертвое море). Жена Лота не исполнила повеления Ангела. Обернувшись назад, она превратилась в соляной столб.
Когда Аврааму исполнилось сто лет, Сарра родила ему сына Исаака. Тогда Авраам повелел своей служанке Агарь, от которой у него был сын Исмаил, покинуть дом. Любя Авраама, Господь произвел от Исмаила многочисленные аравийские народы. И вот после многих лет жизни Господь посылает Аврааму последнее испытание, превосходящее силы обыкновенного человека. Испытывая веру Авраама, Бог воззвал к нему: «Возьми сына твоего единственного, которого ты любишь, Исаака, пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, которую Я тебе укажу». Несмотря на великую скорбь, Авраам повиновался воле Господней. Пришед с сыном на гору Мориа (в центре нынешнего Иерусалима), он разложил костер. И сказал Исаак Аврааму: «Отец мой! Вот огнь и дрова, где же агнец для всесожжения?» Авраам отвечал: «Бог усмотрит Себе агнца, сын мой». Связав Исаака, Авраам положил его на жертвенник и, взяв нож, простер свою руку, чтобы заколоть его. Но в этот момент он услышал глас Божий: «Авраам! Не поднимай руки своей на отрока, ибо теперь Я знаю, что ты боишься Бога и не пожалел сына твоего единственного для Меня». Авраам развязал Исаака и, увидев овна, запутавшеюся в кустах, принес его во всесожжение. И сказал Господь: «Мною клянусь, что так как ты сделал сие дело и не пожалел сына твоего единственного для Меня, то Я благословлю тебя, и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего».
Спустя несколько лет скончалась Сарра, и Авраам вступил в новое супружество с Хеттурою, от которой имел еще шестерых сыновей. Прожив сто семьдесят пять лет, Авраам мирно предал дух свой Господу Богу. От него, как родоначальника народа Иудейского, произошел по плоти Сам Христос, и все истинно верующие во Христа называются сынами Авраама.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев