ПОЧИТАНИЕ , ФОРМА И ПРИГОТОВЛЕНИЕ.
В ведической культуре очень большое внимание уделяется прасаду. Примерно треть Чайтанйа-чаритамриты содержит описание того, как они принимали прасад. Может не треть, но очень большая часть. Не описывается так подробно как Господь Чайтанйа принимал омовение. Мы просто знаем, что Он пошел на океан и принял омовение. Все преданные после утреннего киртана шли принимать омовение. Описывается очень глубокая философия, хорошо описаны очень глубокие отношения между преданными, очень подробно показаны проповедь и принятие прасада. Полностью описано все, что Господь Чайтанйа ел у Адвайты Ачарьи дома, все подношения, вся подготовка, кто что говорил, какая была атмосфера, что было сделано после приема прасада, до приема прасада, во время прасада. Даже описывается, что как только Адвайта Ачарья закончил подношения, его кухня была чистой, все горшки были чистыми. Одно закончил, помыл, порезал овощи, все помыл. И когда он все закончил, кухня блестела. Даже это описано. Потому что приготовление, раздача и прием прасада это очень большая часть вайшнавской культуры, брахманической культуры.
(Бхактивидья Пурна Свами, Семинар по Ману-самхите, лекция 4, 1998 г., Майапур)
_______________________
Во-первых, нужно знать, что нравится Кришне, уметь готовить те блюда, которые нравятся Кришне. Кришне нравятся блюда, приготовленные в индийском или ведическом стиле. Очень немногие преданные в России знают, как готовить эти блюда. Шрила Прабхупада учил нас готовить в таком стиле.
Бхакти Викаша Свами, вопросы-ответы, г. Набережные Челны, 26.07.2004
________________________
Шрила Прабхупада предложил ученому отведать несколько домашних гулаб джамунов. «Мы можем готовить из молока сотни и тысячи блюд. Из сыра мы можем приготовить десять или двадцать видов сладостей. Я учу их: «Хорошо питайтесь, хорошо живите и будьте готовы к следующей жизни, к возвращению домой, назад к Богу».
________________________
Шрила Прабхупада всегда подчёркивал, что для матаджи важно уметь хорошо готовить. Он сам обучал своих учеников и учениц приготовлению традиционных индийских блюд и использованию специй, рассказывая при этом о правилах чистоты, умонастроении повара, о правильной подаче прасада и культуре вкушения.
Приготовление индийских традиционных блюд — это очень захватывающий процесс. Благодаря рецептам вайшнавской кулинарии мы можем научиться готовить блюда, которые вкушали наши ачарьи, а также сам Кришна со своими вечными спутниками!
Коллектив группы "Сахадхармини"
__________________________
ЛЮБИМЫЕ БЛЮДА ШРИЛЫ ПРАБХУПАДЫ
Палика-даси регулярно готовила для Шрилы Прабхупады. Она вспоминает, какие блюда он любил больше всего.
«Больше всего Прабхупада любил качори, особенно с урад-далом. Из сладостей он любил сандеш и расагулы, а также горячие джаллеби. Во время каждого приёма прасада он ел горькие овощи, приготовленные с карелой (горькой дыней) или листьями нима. Он очень любил ним-байган - блюдо, которое упоминается в "Чайтанья-чаритамрите". Прабхупада любил урад-дал и научил меня готовить его с фенхелем, имбирём и асафетидой. На самом деле, у Шрилы Прабхупады было множество любимых блюд.
Однажды на протяжении нескольких недель он каждый день ел кичри с овощами и большим количеством ги, горячие пури и байган-бхаги (сильно прожаренные баклажаны). Долгое время он питался только этим. Я накладывала кичри в его большую миску для риса, и иногда он просил добавки. Проголодавшись вечером, он мог выбрать что-то по своему вкусу, зачастую это были овощи с пури и горячее молоко. Как правило, я использовала мишри (леденцы или кусковой сахар), а не обычный сахарный песок. Иногда Прабхупада просил только молоко или мандарин. Также он ел мури (вздутый рис) с арахисом и молоком.
Несколько раз он просил меня оставлять один-два сандеша на книжной полке на случай, если он проголодается, когда будет ночью переводить. Но обычно, за исключением одного или двух случаев, сандеши оставались там до утра.
На протяжении многих месяцев Шрила Прабхупада просил меня готовить бада и кокосовое чатни на завтрак и дахи бада на обед. Ему нравились эти блюда, и он часто просил их приготовить. Каждый день в дополнение к обеду он пил йогурт. С течением времени стало правилом, что вместе с кичри должно подаваться кадхи».
«Нектар Прабхупады» Госвами Сатсварупа Даса
_________________
Пури, сабджи, халава, пакоры, прасад, кришна
✉ Письма Шрилы Прабхупады
Теперь вы должны организовать, чтобы в каждом храме был достаточный запас прасада для раздачи. Вы можете использовать для этого первоклассных поваров, двух или трех, и они должны постоянно заниматься этим. Когда бы ни пришел любой гость, он должен получить прасад. Необходимо организовать это. Повара должны готовить за раз по двадцать порций пури и сабджи, и к этому можно добавить халаву и пакоры, и гостям следует немедленно предлагать прасадам. Когда бы к нам ни пришел какой-либо джентльмен, ему нужно предоставить прасадам.
Как только двадцать порций розданы, повара сразу же готовят другие двадцать порций и сохраняют их про запас. В конце дня, если никто не приходил, этот прасад примут наши люди, поэтому никакой потери не будет. Вы не можете говорить: «Прасад закончился», «Еще не приготовился», «Не из чего готовить» и т.п. Это должно строго исполняться. Храмом управляет Шримати Радхарани, Лакшмиджи, так почему может возникнуть недостача?
Наша философия такова: любого, кто к нам приходит, мы должны кормить прасадом и давать ему возможность повторять Харе Кришна и быть счастливым. Всех всем обеспечивает Кришна, а Он не беден, поэтому мы не должны отказывать им. Такая политика должна проводиться при любых обстоятельствах. Это не создаст проблем, просто нужно хорошее управление. В конце дня вы можете продавать или раздавать прасадам. Если мы верим в то, что Кришна обеспечивает всех и каждого, зачем нам скупиться? В таком случае мы будем терять веру и думать, что мы – те, кто делает и снабжает.
Мы верим, что Кришна пошлет нам все необходимое! Пусть к нам придет весь мир, мы накормим всех. Поэтому, пожалуйста, организуйте все должным образом и приступите к этому прямо сейчас.
Надеюсь, это письмо застанет всех вас в добром здравии.
Твой вечный доброжелатель, А.Ч. Бхактиведанта Свами.
18 января 1977 года
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев