Первые уроки будущему музыканту дал отец – скрипач и одновременно кларнетист театрального оркестра Краковского пригорода. Затем в Кракове Фридман начал профессиональные занятия фортепиано, в 1900-м изучал композицию под руководством Гуго Римана в Лейпциге, а в 1901-м переехал в Вену, где учился у Теодора Лешетицкого по фортепиано, у Гвидо Адлера по истории и теории музыки, посещал мастер-классы Ферруччо Бузони.
В Вене в 1904 году состоялся и триумфальный дебют Фридмана, ставший стартом его блестящей исполнительской карьеры. Спустя годы в 1927-м он примет участие в венских памятных торжествах, приуроченных к 100-летию смерти Бетховена, исполнив все скрипичные, виолончельные сонаты и трио с Брониславом Губерманом и Пабло Казальсом. К этому времени Игнац Фридман был всемирно известным музыкантом, его тонкую виртуозную игру сравнивали со стилем Леопольда Годовского и Иосифа Гофмана. Именно ему знаменитое немецкое музыкальное издательство Breitkopf & Härtel в 1913-м году заказывает редакцию полного собрания сочинений Шопена в 13-ти томах.
За время своей концертной деятельности Фридман дает около 3000 концертов – в странах Европы, Азии и Северной Африки, в США, Исландии и Австралии, куда переезжает в канун начала Второй мировой войны, спасаясь от нацизма.
В Австралии он преподает, сочиняет, выступает, но болезнь левой руки вынуждает пианиста оставить сцену. Свой последний концерт Игнац Фридман дает в Сиднее 24 июля 1943 года. В его программе музыка Шопена.
Монографию Шопена пианист играл и на своем первом концерте в Большом зале Ленинградской филармонии, куда в октябре 1934 года приезжал на короткие гастроли. Шопен звучал и во второй программе, где Фридман также исполнил Сонату № 32 Бетховена, «Крейслериану» Шумана, пьесы Равеля и Скрябина, а также собственную фортепианную транскрипцию вальса Иоганна Штрауса.
Уезжая в Австралию, пианист был уверен, что война скоро закончится и он сможет вернуться в Европу. В память о нем в Берлине установлена мемориальная доска:
«В этом доме с 1914 по 1927 год жил Игнац Фридман, пианист и композитор, легендарный интерпретатор Шопена и редактор изданий фортепианных сочинений Шумана, Шопена и Листа, признанный одним из выдающихся пианистов своего времени».
00:00 - Gluck-Brahms: Gavotte
02:51 - Weber: Invitation to the Dance, Op. 65
11:38 - Hummel-Friedman: Rondo Favori
15:25 - Mendelssohn: Songs Without Words, Op. 53 No. 2
17:55 - Mendelssohn: Scherzo a Capriccio in E minor Op. 16 No. 2
20:06 - Chopin: Impromptu No. 2 in F sharp major Op. 36
24:58 - Chopin: Nocturne in E flat Op. 55 No. 2
29:37 - Chopin: Waltz in D flat Op. 64 No. 2
31:02 - Chopin: Etude Op. 10 No. 7
32:25 - Chopin: Etude Op. 10 No. 5
33:58 - Chopin: Etude Op. 10 No. 12
36:23 - Chopin: Etude Op. 25 No. 9
37:26 - Paganini-Liszt: La campanella
41:31 - Schubert-Liszt: Hark! Hark! The Lark
44:35 - Rubinstein: Valse Caprice in E flat
48:59 - Dvorak: Humoreske
51:54 - Gartner-Friedman: Viennese Dance No. 1
55:43 - Gartner-Friedman: Viennese Dance No. 2
58:18 - Friedman: Elle Danse
1:00:47 - Friedman: Music Box Op. 33 No. 3
1:03:07 - Chopin: Mazurka in B minor Op. 33 No. 41:06:28 - Chopin: Mazurka in A flat Op. 50 No. 21:09:29 - Chopin: Mazurka in C sharp minor Op. 63 No. 3 https://youtu.be/82r99QC2XL0?si=5ETyOaA0JnkSQgpT
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев