Фриц Крейслер (1875- 1962) – австрийский музыкант, один из самых известных скрипачей мира первой половины ХХ века, и по сегодняшний день считающийся одним из лучших мастеров игры на скрипке.
Крейслер также был талантливым композитором. Но его композиторский путь не был усеян розами. Первые сочинения, которые он писал для своих концертов, чтобы разбавить программу из чужих произведений или для исполнения на бис, критиками не особо приветствовались. Его ругали за салонность и даже пошлость. И тогда ему в голову пришла чудесная идея – начать писать пьесы, выдавая их за обработки сочинений старых забытых композиторов. Крейслер не только исполнял их на своих концертах, но и начал публиковать, в 1905 году вышел опус под названием «Классические манускрипты» для скрипки и фортепиано. Крейслер обозначил его как сборник обработок оригинальных произведений Корелли, Вивальди, Боккерини и других музыкантов. В число публикаций попали «Три старых венских танца», якобы принадлежащие Иосифу Ланнеру, и серия «транскрипций» пьес классиков — Луи Куперена, Порпоры, Пуньяни, Мартини и др. Сборник молниеносно разошёлся по всему свету. Не было скрипача, который не включил бы эти пьесы в свой репертуар. Превосходно звучащие, тонко стилизованные, они высоко ценились как музыкантами, так и публикой.
Эти произведения стали невероятно популярными, их играли ученики и студенты, профессионалы и любители. Фриц Крейслер морочил голову всему музыкальному миру тридцать лет и, наконец, в 1935 году признался, что все обработки, аранжировки — это написанная им самим музыка в стиле тех или иных композиторов. Признание вызвало скандал: невероятным был факт, что никто из профессионалов за столько лет так и не заметил мистификации. Причём критика ни разу не обвинила эти пьесы в дурновкусии, не то, что опубликованные под собственным именем Крейслера пьесы, подобные «Мукам любви» или «Венскому капрису».
Признание в мистификации Фриц сделал музыкальному критику газеты «Нью-Таймс» Олину Доуэну, заметив, что все произведения «Классических манускриптов» – его собственные, кроме первых 8 тактов в «Песенке Людовика XIII Луи Куперена». По словам музыканта, идея такой мистификации пришла ему в голову в связи с желанием пополнить свой концертный репертуар. «Я находил, что постоянно повторять собственное имя в программах будет неловко и нетактично». Кроме того, он считал, что на мистификацию его также толкнула строгость, а иногда и непримиримость, с которой и публика, и профессионалы относятся к дебютам композиторов-исполнителей.
Несмотря на бурю мнений и полемику в прессе, «классические пьесы» Крейслера остаются в репертуаре скрипачей. Они симпатичные, очень интересные, талантливые, да ещё и популяризируют имена забытых композиторов. На разгромную статью, написанную по поводу мистификаций Эрнстом Нейманом, Крейслер ответил следующее:
«Имена, которые я старательно выбрал, были для большинства в строгом смысле неизвестны. Кто когда-нибудь слышал хоть одно произведение Пуньяни, Картье, Франкера, Порпоры, Луи Куперена, Падре Мартини или Стамица до того, как я начал сочинять под их именем? Они жили лишь в списках параграфов документальных трудов; их произведения, если таковые существуют, медленно превращаются в прах в монастырях и старинных библиотеках».
Крейслер бесспорно внёс лепту в возникновение интереса к скрипичной музыке XVI-XVIII веков и пополнил мировую скрипичную литературу невероятно блестящими сочинениями, особо любимыми публикой.
«Прелюдия и аллегро в стиле Гаэтано Пуньяни» - одно из самых популярных произведений традиционного скрипичного репертуара. Состоит из двух частей, первая – прелюдия – это торжественная, почти суровая поступь, ритмически уравновешенная, очень драматичная, вторая – аллегро - фейерверк шестнадцатых, стремительно двигающихся к ослепительной каденции.
Скрипка и фортепиано - Тасмин Литтл и Пирс Лейн.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев