10.1737, Пистоя - 16.8.1799, Петербург) - итальянский композитор и дирижер. Учился у своего отца, дирижера и скрипача Франческо Манфредини, а позднее в Болонье у Д. А. Перти.
В 1758 году вместе с братом Джузеппе и Джованни Локателли он прибыл в Россию в составе оперной труппы дирижером которой он стал. В Санкт-Петербурге он сменил на должности придворного композитора и дирижера Франческо Арайю. Свою первую в России оперу Манфредини написал в 1760 году. Ею стала «Узнанная Семирамида», поставленная в Ораниенбауме при дворе наследника престола Петре Фёдоровиче.
В 1761 году императором Петром III назначен первым придворным капельмейстером. Первым императорским заказом композитору стало написание реквиема по усопшей императрице Елизавете. Он был исполнен в присутствии императора в феврале 1762 года в петербургской церкви францисканцев. Оформление зала для исполнения выполнил художник Градицци.
По случаю коронации императрицы Екатерины II Манфредини написал оперу «Олимпиада» на стихи Метастазио. Позднее императрица Екатерина II поручила ему руководство музыкальными занятиями наследника престола Павла Петровича по игре на клавесине.
Также в России Манфредини написал оперы "Мир богов" (1762), "Карл Великий" (1763), "Минерва и Аполлон" (1765), балет "Пигмалион" (1763), «Амур и Психея» (1762 год), ряд ораторий и кантат. Был организатором публичных платных концертов в городе.
После 12 лет работы в России творчество Манфредини начало казаться императрице Екатерине и петербургской публике старомодным и в 1769 году он вернулся в Италию где поселился в Болонье. На родине он написал свою лучшую оперу «Армида» (1770 год), которая была поставлена в Коммунальном театре Болоньи.
Назначенная императрицей пенсия позволила ему заняться теорией музыки и он написал: «Regole armoniche о sieno precetti ragionati» («Правила гармонические или мелодические»; Венеция, 1775), которые посвятил цесаревичу Павлу. Манфредини занялся музыкальной критикой и с 1785 по 1789 год редактировал «Итальянскую энциклопедическую газету». В ответ на памфлет «Osservazioni», изданный в Венеции испанцем Эстебаном Артеаги в отношении его музыкальных теорий, Манфредини пишет брошюру «Difesa della musica moderna e de’suoi celebri esecutori» («В защиту современной музыки»; Болонья, 1785).
Павел, ставший императором, вспомнив о музыкальных занятиях в юности, пригласил композитора в Петербург, где он спустя год скончался. Могила Манфредини не обнаружена. Вдова композитора получила от Павла I пенсию в размере половины месячного гонорара супруга, выплата которой впоследствии была подтверждена императором Александром I. https://youtu.be/aWbxLZszGy4?si=5aFlvoqgWCpKAKm_
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1