Дело в том, что в близком окружении Бетховена не было ни девушки, ни молодой женщины, которая бы носила это имя и которую бы он сам так называл. А что же было?
Весной 1810 года Бетховен сблизился с семьей Якоба Мальфатти, богатого венского купца, не так давно получившего дворянство. Это был кузен его лечащего врача, Джованни Мальфатти, но познакомил с семьей Якоба Мальфатти его не доктор, а близкий друг, барон Игнац фон Глейхенштейн, который ухаживал за одной из дочерей Якоба Мальфатти. Сестер было две, Тереза и Анна. Глейхенштейн ухаживал за Анной, а Бетховен влюбился в Терезу. Обеим девушкам было 18 лет, но они не были двойняшками, просто разница в возрасте у них была меньше года. Семья была очень музыкальной и милой.
Девушки играли на фортепиано, на гитаре, пели. Там собирались приятные компании, веселились, и Бетховен чувствовал себя там как в кругу родных. Он даже думал жениться на Терезе Мальфатти и с этой целью выписал из Бонна копию своего свидетельства о крещении. Этот документ был совершенно необходим для заключения брака, а, вероятно, оригинал Бетховен потерял во время своих многочисленных переездов. Но его предложение было отвергнуто. Тереза, юная девушка, совершенно не питала к нему романтических чувств. И в начале мая 1810 года семья Мальфатти уехала в свое загородное имение в 60 км от Вены.
Бетховен послал Терезе вдогонку очень теплое, дружеское письмо, специально написанное так, чтобы его, как он сам говорил Глейхенштейну, можно было читать перед целым светом. Там он давал Терезе советы по выбору серьезных книг, в частности, рекомендовал ей роман Гёте «Годы странствий Вильгельма Мейстера», рекомендовал ей сочинения Шекспира в переводе Шлегеля и сообщал, что высылает ей целый комплект нот своих произведений. Там были песни и там была некая пьеса. Он подробно о ней не пишет, но говорит о том, что Тереза наверняка заметит большую разницу между темой, которую он однажды сымпровизировал в ее присутствии, и тем, как он эту музыкальную мысль изложил в присылаемой версии.
Впоследствии Тереза вышла замуж за знатного человека, за барона, стала баронессой фон Дроздик. Умерла она в 1851 году, и свой нотный архив, ноты и рукописи, завещала другу семьи, пианисту Рудольфу Шахнеру, а тот отдал эти сокровища на хранение своей матери, Бабетт Бредль.
Именно эту пожилую даму, фрау Бредль, навестил в 1865 году музыковед, исследователь творчества Бетховена Людвиг Ноль. Мадам Бредль позволила ему познакомиться с нотной коллекцией, и там Людвиг Ноль впервые обнаружил автограф Бетховена, пьесу, которую переписал собственноручно — как мы понимаем, ни ксероксов, ни смартфонов тогда не было, — и опубликовал. Название было «К Элизе 27 апреля на память о Людвиге ван Бетховене». Ноль сам удивился тому, почему «К Элизе». Он знал, что архив происходит от Терезы, в девичестве Мальфатти, и он представлял себе, что в 1810 году в апреле месяце у Бетховена был не очень удачный роман именно с Терезой Мальфатти и никакой Элизы рядом не было. https://youtu.be/5G_TCkUA8yo Бетховен -К Элизе. Исп.Иво Погорелич
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1