Закончила Парижскую консерваторию в классе преподавателя Лазара Леви. Мастерски интерпретировала сочинения Дебюсси и Равеля, что принесло ей мировое признание и ряд почётных наград. Музыкальными критиками высоко оценивалась запись двух фортепианных концертов Равеля (дирижер П. Паре) в исполнении Ааз. Поклонники творчества талантливой пианистки называли Монику Ааз «Мадемуазель рояль». Как исполнитель она гастролировала по всему миру, неизменно вызывая восторженные отклики за большой вклад в популяризацию классической музыки, в том числе и музыки композиторов XX века. Неоднократно выступала в Советском Союзе. Была замужем за французским композитором румынского происхождения Марселем Михаловичем.
«Когда-то, уже много лет назад, соотечественники-французы прозвали Монику Аз «Мадемуазель рояль»; это было еще при жизни Маргариты Лонг. Ныне же она по нраву считается достойной преемницей выдающейся артистки. Это справедливо, хотя их сходство заключено отнюдь не в стиле игры на рояле, а скорее в общей направленности деятельности. Так же, как Лонг была в первые десятилетия нашего века музой, вдохновлявшей Дебюсси и Равеля, так и Аз вдохновляла и вдохновляет французских композиторов более поздних поколений. И вместе с тем самые яркие страницы ее исполнительской биографии тоже связаны с интерпретацией сочинений Дебюсси и Равеля — интерпретацией, принесшей ей и мировое признание, и ряд высоких отличий.
Все это очень тонко и точно оценил известный советский музыковед Д. А. Рабинович сразу же после первого приезда артистки в нашу страну в 1956 году.
«Искусство Моники Аз национально,— писал он.— Мы имеем в виду не только репертуар пианистки, в котором преобладают французские авторы. Речь идет об артистическом облике Моники Аз. B ee исполнительской манере мы чувствуем Францию не «вообще», а именно современную Францию.
Куперен или Рамо звучат у пианистки без тени «музейности», с жизненной убедительностью, когда за- бываешь, что их чудесные миниатюры столетиями отдалены от наших дней. Эмоциональность артистки сдержанна неизменно направляется интеллектом. Ей чужды сентиментальность или ложная патетика. Общин дух игры Моники Аз напоминает об искусстве Анатоля Франса, строгом в своей пластичности, графически ясном. вполне современном, хоть и уходящем своими корнями к классицизму былых веков».
Д. Рабинович характеризовал Монику Аз как большого художника, отнюдь не идеализируя при этом достоинств артистки. Он отмечал, что лучшие ее качества—изысканная простота, отточенность мелкой техники, тонкое ритмическое чутье — ярче всего проявляются в интерпретации музыки старых мастеров, что в трактовке импрессионистов Аз предпочитает идти проторенными путями, а произведения крупною масштаба — будь то сонаты Моцарта или Прокофьева — удаются ей в меньшей степени. К этой оценке, с теми или иными нюансами, присоединились и другие наши рецензенты. https://youtu.be/f5PQaMiFwC8?si=vFcFfX57dvOgg_8l
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2