Как известно, Толстой был большим любителем музыки, обожал Шопена, любил Шуберта, Моцарта, Бетховена, сам прекрасно играл на фортепиано и даже умел читать ноты с листа, в юности сочинял музыку. В последние годы жизни, когда перестал ходить на публичные концерты, он был настолько уважаемым и знаменитым человеком, что многие музыканты стали ездить к нему! Например, величайший пианист Антон Рубинштейн, Федор Шаляпин…Пианистка Ванда Ландовски даже приезжала к нему под Рождество играть на клавесине из Польши. Причем со своим инструментом !
Идея создания знаменитой повести ( 1890г.) Толстого " Крейцерова соната" возникла случайно.
"Однажды граф Толстой обратился ко мне с вопросом: какое из ансамблевых произведений для скрипки и фортепиано является, по моему мнению, самым значительным. Я тотчас ответил: думаю, что соната Бетховена, так называемая "Крейцерова" соната",
— рассказывал основатель и директор Московской консерватории Николай Рубинштейн.
Позже была опубликована под этим названием повесть Толстого, вызвавшая большой интерес в литературных и музыкальных кругах.
" Музыка заставляет меня забывать себя, мое истинное положение, она переносит меня в какое-то другое, не свое положение: мне под влиянием музыки кажется, что я чувствую то, чего я, собственно, не чувствую, что я понимаю то, чего не понимаю, что могу то, чего не могу. Я объясняю это тем, что музыка действует, как зевота, как смех: мне спать не хочется, но я зеваю, глядя на зевающего, смеяться не о чем, но я смеюсь, слыша смеющегося."
"Крейцерова соната" - чуть ли не самое скандальное произведение в истории русской литературы, которое произвело в обществе эффект "разорвавшейся бомбы". В повести поднимался запрещенный в то время для общественного (и для частного тоже) обсуждения вопрос о значении полового влечения в жизни каждого человека. Произведение было запрещено цензурой, однако вскоре его, как ни странно, допустили к публикации. Ключевую роль сыграла жена писателя Софья Андреевна, которая добилась личной аудиенции у императора Александра III. Однако если в России скандал с произведением сошел на нет, и толстовская повесть была опубликована, то, скажем, в Америке такие вольности были недопустимы. Газеты, в которых печатали "Крейцерову сонату", были запрещены к рассылке, в городах появились повозки, на которых крупными буквами было написано : "Запрещено русским правительством и генерал-почтмейстером Соединённых Штатов лучшее произведение Толстого "Крейцерова соната“.
Тем не менее, от усиления цензуры интерес публики к нашумевшей повести Толстого не угас. В России повесть в рукописях распространялась задолго до ее издания
В предисловии Толстой выразил свою точку зрения уже не в художественных образах. Кратко сказать, он считал, что единственным выходом из морального тупика является воздержание, что брак - зло ..
На повесть первым откликнулся А.П.Чехов. В одном из писем он писал:
"До поездки (на Сахалин) "Крейцерова соната" была для меня событием, а теперь она мне смешна и кажется бестолковой. Не то я возмужал от поездки, не то с ума сошел - черт меня знает".
Отмечая недостатки он также написал, что они "разлетаются, как перья от ветра; ввиду достоинства повести их просто не замечаешь, а если заметишь, то только подосадуешь, что повесть не избегла участи всех человеческих дел, которые все несовершенны и не свободны от пятен." Помимо этого, писатель в ответ написал свою знаменитую повесть " Дуэль".
Интересно, что само произведение Толстого пробудило музыкальное вдохновение у чешского композитора Леоша Яначека (1854–1928). В 1923 г. он написал Струнный квартет № 1 по повести Толстого "Крейцерова соната". https://youtu.be/rmOH_myNYko?si=cnsB9C7SbbmOHpSR
Комментарии 1