Культ одержимости брюшным прессом из шести кубиков сегодня лишь набирает обороты.
На сегодняшний день существует целая индустрия, сосредоточенная на получении и поддержании идеального пресса. О нем пишут в книгах и в социальных сетях, а каждая звезда боевиков, кажется, так и норовит сверкнуть в кадре идеальными кубиками. Давление на женскую аудиторию также растет, поскольку идеалы тела для атлетически сложенных женщин эволюционировали и теперь пресс с четко выраженными кубиками стал для них нормой.
Все это поднимает вопрос: когда же началось повальное увлечение рельефным торсом? На первый взгляд «культ пресса» может показаться относительно недавним явлением, побочным продуктом бума фитнес-культуры в 1970-х и 1980-х годах, когда тренды диктовали герои Арнольда Шварценеггера и Сильвестра Сталлоне, а мужские журналы (в том числе и Men Today) и увлечение аэробикой с каждым годом увеличивали свои тиражи.
Однако история доказывает обратное. Фактически, увлечение западной культуры точеным брюшным прессом можно проследить до конца 18-го и начала 19-го веков, когда образ идеального мужского тела на Западе начал претерпевать существенные изменения.
Весь мир завидовал грекам
Французский историк Джордж Вигарелло писал о том, как идеальная мужская фигура и, соответственно, мужской силуэт постепенно изменялись в западном обществе. Британская и американская культуры 17, 18 и, в некоторой степени, 19 веков ценили крупные, зачастую даже пухлые мужские тела. Причины для этого были относительно простыми: богатые люди могли позволить себе есть больше, а более крупная фигура свидетельствовала об успехе и достатке.
Лишь в начале 19 века стройное и мускулистое телосложение стало предметом вожделения. За несколько десятилетий пухлые тела стали восприниматься как неряшливое отношение к себе, в то время как худощавое, спортивное или мускулистое телосложение ассоциировалось с успехом, самодисциплиной и даже благочестием.
Частично это преобразование произошло из-за возобновления интереса европейцев к Древней Греции. Кинезиолог Ян Тодд и другие писали о влиянии древнегреческих образов и скульптур на изображения тел в более поздний период. Так же, как в наши дни социальные сети искажают изображение тела и идеализируют его, культурное наследие античности влияло на людей 19 века. Артефакты, такие как мраморы Элгина — группа скульптур, привезенных в Англию в начале 1800-х годов, чьи мужские фигуры обладают худощавым и мускулистым телосложением, — помогли стимулировать интерес к мужской мускулатуре и рельефности фигуры.
С течением лет этот интерес становился лишь интенсивнее. В 1851 году в Лондоне состоялось грандиозное коммерческое и культурное мероприятие, известное как «Вcемирная выставка». За пределами выставочных залов стояли греческие статуи, украшающие переходы. В 1858 году британский специалист по физическому воспитанию Джордж Форрест, писавший о влиянии этих статуй, жаловался, что британцы «явно лишены того прекрасного набора мускулов, который проходит по всей талии и демонстрирует преимущество древних статуй».
Тело как проекция военной мощи
Статуи и картины имели значение задолго до того, как фотография начала влиять на стандарты фитнеса с конца 1800-х по начало 1900-х годов. Не менее важным, однако, был рост влияния военной гимнастики в самом начале века. В то же время, когда менялись идеальные типы телосложения для мужчин, изменилось и европейское общество.
В результате наполеоновских войн в начале 19 века по всей Европе было создано несколько гимнастических программ для поддержки и укрепления тел молодых мужчин. Французские солдаты славились своей физической подготовкой, как с точки зрения их способности маршировать целыми днями, так и способности быстро маневрировать в бою. После того, как многие европейские государства потерпели унизительные поражения от рук Наполеона, они стали гораздо более серьезно относиться к здоровью и физподготовке своих войск.
Во Франции испанскому инструктору по гимнастике по имени Дон Франсиско Аморос-и-Ондеано было поручено восстановить физическую форму и выносливость войск, а в Англии швейцарский инструктор по фитнесу П.Х. Клиас в 1830-х годах обучал служащих в пехоте и на флоте. Чтобы удовлетворить растущий европейский интерес к фитнесу, по всему континенту начали строить все больше спортивных залов.
В этих программах участвовали не только солдаты. Например, система Тернера Яна, которая продвигала использование параллельных брусьев, колец и высокой перекладины, стала одной из самых популярных программ упражнений века среди представителей европейской общественности и завоевала популярность даже среди американцев. Тем временем Клаас открыл классы для мужчин среднего и высшего сословия, а Аморос-и-Ондеано — вместе с другими европейскими инструкторами по гимнастике — регулярно упоминался в текстах по гимнастике, опубликованных с 1830-х годов.
Рождение «индустрии шести кубиков»
Итак, семена современной мании на шестью кубиков были посеяны в два этапа: сначала мужчины начали с завистью разглядывать греческие статуи, а затем разработали средства для лепки своих собственных тел по идеалам этих самых статуй. Кроме того, писатели 1830-х и 1840-х годов побуждали мужчин стремиться к стройным телам, физической силе и отсутствию лишнего жира.
Но одержимость именно рельефным прессом по-настоящему расцвела в начале 1900-х годов. К тому времени силачи, такие как Евгений Сандов, смогли развить существующий интерес к греческим образам и гимнастике с помощью фотографий, дешевой корреспонденции и новой науки о пищевых добавках, чтобы получить выгоду из стремления масс получить идеальное тело.
Сам Сандов продавал книги, тренажеры, пищевые добавки, детские игрушки, корсеты, сигары и какао. Евгений, которого когда-то провозгласили «самым совершенным мужчиной своего времени», вдохновил бесчисленное количество мужчин избавиться от лишней «плоти» — термин, используемый для обозначения жировых отложений, — чтобы продемонстрировать идеальные мышцы брюшины. Именно в то время вошел в оборот термин «брюшной пресс».
Только в конце 1980-х и начале 1990-х годов выражение «six-pack» (англ. «шест пачек») стало относиться не только к упаковке банок пива, но и к видимым мышцам живота. Поиск в Google Ngram показывает, что с середины до конца 1990-х годов популярность этого термина росла в геометрической прогрессии.
«Шесть кубиков пресса» быстро стали нарицательными благодаря изобретательным маркетологам, решившим продавать целый ряд устройств для «быстрой подготовки» — от «стального пресса» до «идеального пресса за 6 минут». Немногие из выдержали испытание временем. Тем не менее, тоска по заветному пакету из шести кубиков сохраняется и в наши дни. Что же будет дальше?
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2