Новый учебный год традиционно начинался с общего собрания, на котором руководство вуза постановкой новых задач, в конце отпуска спускаемых вышестоящими органами власти, избавляло преподавательский состав от летней расслабленности. Но этот год стал выдающимся во всех отношениях для преподавателей-историков. Дело в том, что наступило время реализовывать задачи государственного значения, разработанные в первом полугодии и поступившие на кафедру в виде концепции и примерной учебной программы по дисциплине «История России». В этих документах главными целями государственной политики, а, значит, и преподавателей-историков являются, во-первых, «формирование у российских студентов исторического сознания и традиционных ценностей», во-вторых, в «сохранении и укреплении исторической памяти», в-третьих, «противодействие попыткам фальсификации истории». На основе методических рекомендаций на нашей кафедре разработана рабочая программа.
Сразу же замечу, она по сути своей, структуре и объему беспрецедентна. За 45 лет преподавания в вузе я пережил разные пертурбации. Начал свою профессиональную деятельность в советский период в условиях планомерной, четко организованной учебно-методической и научной работы; затем наступил турбулентный постперестроечный период, когда правительство «дало добро» на создание сети частных вузов и сократило до минимума субсидирование деятельности государственных вузов, полностью устранилось от контроля за их учебно-методической деятельностью, предоставив преподавателям творческую автономию, свободу от административного давления; в «нулевые годы» властные структуры несколько улучшили материальные положение «остепененных» преподавателей, но при этом значительно урезали объемы преподавания отечественной истории. «Эффективные менеджеры» от образования навязало обществу и вузам курс равнения на Запад, его ущербную систему образования, а преподавателям - вменили «оказание образовательных услуг» студентам, большинство из которых по уровню подготовки и мыслительным способностям не соответствовали уровню учащегося советского училища или техникума.
И вдруг ситуация повернулась на 180 градусов. Председатель Совета Федерации В.И. Матвиенко в 2022 г. заявила, что на дисциплину «История России» нужно выделить 144 часа, а то «… будет как на Украине». Стоит к этому добавить, что пятью годами ранее с подобным предложением во властные структуры обращались организаторы - Первого Всероссийского съезда преподавателей истории в вузах России (16-17.11.2017 г), прошедшего на базе МАИ. Это предложение, поддержанное представителями более 500 вузов, осталось без всякого движения. Однако решения съезда не пропали втуне. Его участники фактически реализовали в процессе своей преподавательской деятельности многие из решений съезда идеологического и методического характера. Более того, как участник этого форума, я заметил, что в разработке упомянутой выше примерной учебной программы участвовали организаторы и вдохновители данного съезда. Считаю, что методические рекомендации являются весьма полезным руководством для всех преподавателей-историков. Кроме того, деятельность преподавателей-историков - участников съезда, заметно повлияла на достижение его главной цели – повышение уровня и качества образования в российских вузах и не только… В 2022 г.научный руководитель Института всеобщей истории, академик А. Чубарьян, подводя итоги деятельности историков и ссылаясь на данные социологов, отметил изменение отношения молодежи к советскому историческому опыту. За пять лет более половины молодого поколения стали положительно оценивать роль В.И. Ленина и его наследников в развитии страны и мира.
Тем не менее, обольщаться, думаю, не стоит, хотя правительство услышало мнение научной общественности и «глас народа», утвердило указанные выше цели государственной политики в сфере исторического образования, увеличило вдвое объем «Истории России». На недавних занятиях в ответ на мой вопрос студентам-первокурсникам: «что произошло в нашей стране 7 ноября 1917 года?», правильно ответили лишь одиночки, что говорит еще только о начале большой работы по реализации этих целей. Впрочем, удивляться не приходится, если учесть, что аполитичность и потребительская психология молодежи более 30 лет целенаправленно формировалась официальными и либеральными СМИ и публицистикой. «Идеологическая обслуга» либо умалчивала, либо тенденциозно трактовала революционные события и общественно-политические отношения новейшей отечественной истории. В свою очередь, большинство учителей средней школы, задавленные материальной нуждой и непомерным объемом учебной нагрузки продолжали оказывать пресловутые «образовательные услуги», уступив интернету задачи воспитания подрастающих поколений.
Следовательно, не стоит опускать руки и ждать позитивных перемен в мировоззрении и профессиональной подготовке студентов, а засучив рукава нужно браться за очистительную работу… На собственном опыте и примере своих коллег могу сказать, что процесс качественного изменения преподавания истории России, хотя и медленно, но идет. Так, в прошедшие месяцы, не обращая внимания на недостаточную историческую подготовку и слабую общекультурную базу многих первокурсников, стараюсь применять больше, чем раньше, активные, дискуссионные формы и методы преподавания, вовлекать их в обсуждение актуальных проблем и спорных вопросов. Стремлюсь чаще использовать региональные аспекты изучения отечественной истории (подготовка докладов, посещение музеев, выставок и т.д.). А ведь местные музеи и краеведческая литература как раз и служат важным резервом в деле укрепления и сохранения традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Рассчитываю, что в следующем семестре такая работа еще более усилится, а пока я продолжаю накапливать методический опыт и необходимую информацию.
8 ноября посмотрел выставку народного искусства в Русском музее, на которой среди таких известных народных промыслов, как: хохломская и городецкая роспись, холмогорская резьба по кости,динамично развивавшихся в 1950—1970-е гг., видное место занимают вологодское кружево, великоустюжская северная чернь и шемогодская резьба по бересте. После осмотра сделал вывод, что появление этих экспонатов в ведущем историко-художественном музее России подтверждает происшедший в последние два года поворот государственной политики к глубокому постижению отечественной истории. Аналогичная работа идет и в других формах искусства, которые все охотнее посещает молодежь. В частности, об этом свидетельствовал переполненный молодежью зал Музыкальной комедии, бурно реагировавшей на игру артистов мюзикла «Петр I».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев