Речь о будущем. О завтрашнем дне, через год, через 3-5 лет, 10-20-30 лет и так далее.
Завтрашний день большинство людей планирует, жизнь через год – более-менее представляет, на срок 3-5 лет – есть только некоторое представление лишь о каких-то вопросах у отдельных групп людей – например, у тех, кто учится в институтах, строит дом, выплачивает ипотеку, развивает бизнес. Далее – туман и неопределённость, о которых человек даже задумывается редко – некогда, да и сил-времени на это просто нет.
Большинство людей не обдумывает будущее, не планирует его. А если планирует – то узко, без системного, разностороннего и комплексного видения, без объёмного образа этого будущего в голове. Набор желаний и хотелок и не более того. Чаще всего – даже без представления о том, как они будут воплощаться в жизнь.
И когда в потоках информации на глаза человеку попадается какое-то разумное высказывание об ином взгляде на вопрос будущего, например:
«Кораблю, который не знает, куда плыть, ни один ветер не будет попутным» (Луций Анней Сенека, I век н.э.),
то какие у нас мысли возникают? «Даааа, а ведь правда… Шикарно сказано…» и…поплыли по океану информации дальше, через пять минут уже и не вспоминая о прочитанном.
Почему так – понятно. «Не мы такие – мир такой», «хочешь рассмешить Бога – расскажи ему о своих планах» - вот так мы к этому вопросу относимся, такому взгляду нас «жизнь научила».
И мы даже не обращаем внимания, что «жизнь» научила, точнее - приучила нас к клиповому мышлению:
Клиповое мышление - от англ. clip, «фрагмент текста», «вырезка» — тип мышления, при котором человек воспринимает информацию фрагментарно, короткими кусками и яркими образами, не может сосредоточиться и постоянно перескакивает с одного на другое. Таким людям крайне сложно читать или работать над большими текстами, особенно книгами, смотреть длинные видеосюжеты и фильмы.
Такой тип мышления создаёт замкнутый круг – из-за «клиповости» человек не может обратить внимание и увидеть саму эту «клиповость». Не может задуматься об этом, потому что вопрос «клиповости» либо не попадает в поле его внимания, либо моментально «уходит» из него.
И это речь идёт пока только о личном будущем. А о том, что личное будущее неразрывно связано с будущим семьи, родных и близких, общества, страны – об этом даже и неопределённых мыслей нет. О самой этой связи, без которой и будущего-то просто нет по факту, по определению, мы даже не задумываемся.
Если спросить у разных людей – «а как ты видишь своё будущее?», то что-то мы услышим. От разных людей – разное, скорее всего – даже очень разное, противоречивое и несовместимое (комментарий – посмотрите хотя бы на споры в интернетах, ага).
Но в этих ответах обязательно будет одно общее. Будущее должно быть светлым и счастливым, иначе зачем оно вообще? Словами это не выражается, это ощущение, чувство «между строк».
То, что этот «общий фундамент» - есть, легко проверяется практикой, одним простым вопросом – «а чего хочет любой, абсолютно любой человек?». Максимум через два-три индивидуальных ответа мы услышим один общий – «каждый человек желает счастья».
И наука так же подтверждает существование этого «общего фундамента»:
«Человеку свойственно искать радость, это – неназванный биологический инстинкт выживания» (Наталья Петровна Бехтерева - нейрофизиолог с мировым именем, руководитель Института мозга человека РАН, академик).
Путём простых и понятных даже детям рассуждений мы подошли к глобальному противоречию. Это противоречие настолько явное, настолько оно «на виду лежит», что мы его в упор не замечаем. Сформулируем его и пойдём дальше.
Зададим ещё один простой вопрос: «а ЧТО такое счастье?». В ответ мы получим десятки цитат из многовекового прошлого, сотни мнений, десятки и сотни тысяч формулировок. От более-менее совпадающих до абсолютно противоположных друг другу.
Погодите-ка. Но ведь фундамент-то общий? И наука показала нам, что выражение:
«Человек рождён для счастья, как птица для полёта» (В.Г. Короленко, русский писатель, журналист, прозаик и редактор, общественный деятель. Почётный академик Императорской Академии наук),
это не красивая фраза, а закон природы для человека?
Так почему же тогда из основы основ - одинакового для всех ощущения, ЧУВСТВА, из единого для всех людей закона природы, следуют настолько разные ответы?
Вот это и есть то самое глобальное противоречие, которое мы в упор не видим.
Это же так же нелогично и более того - неестественно, как если бы у каждого человека было произвольно-случайное количество рук-ног. Рук и ног от природы у нас по две, так почему же нет такой же естественной ясности в вопросе счастья?
Нас никто не учил тому, что такое «обида», «горе», «радость», «интерес», «счастье». Однако откуда-то мы это ЗНАЕМ и даже понимаем друг друга, когда речь идёт об этих понятиях. Они одинаковы для нас, хотя одинаковых, универсальных, бесспорных формулировок для них нет.
Нас не учили, но мы знаем. Так происходит потому, что это знание находится вне поля нашего внимания – в области неосознаваемого знания. Там, где у нас «расположены» навыки (ходьбы, равновесия и т.д.) и привычки.
Вопрос счастья – самый важный вопрос для человека. И без ответа на него на основе законов природы светлое и счастливое будущее для человека невозможно и недостижимо.
И чтобы ответить на него – нужно разрешить глобальное противоречие и найти единый ответ, следующий из общего для всех закона. А для этого надо вытащить все знания о нём из области неосознанного, в которую они попали в детском возрасте – без осмысления и понимания, случайным образом, абы как, в область осознанных знаний.
Итак. Первый шаг в будущее мы сделали – нашли и ясно, непротиворечиво, на базе и науки, и личного опыта каждого озвучили противоречие.
Заметьте – самостоятельно, без психологов, эзотериков и прочих шаманов ;)
И так же ясно стало, что объективные и естественные «законы счастья» - есть, их просто не может не быть, ведь мы их уже знаем, только не осознаём. И первый шаг даёт нам возможность сделать второй - найти и сформулировать их. Сделаем это так же - вместе. В следующей публикации.
Комментарии 3
к прочтению и для детей от 12-14 лет. Прошу всех, кто осознаёт важность
поднятых в статье вопросов, о распространении этого текста, в том числе в
телеграм, где создан отдельный образовательный канал "Конструктор
будущего"
https://telegra.ph/Idyom-v-budushchee-SHag-pervyj-08-10