Почти исчезли из памяти жителей Калачевского района Волгоградской области не такие уж и древние названия, которые сейчас можно отыскать разве что на картах былых времен, да в архивных рукописях, как, например, «Лог Березовой», «Лог Калиновой», «Лог Липовой», «Лог Голой», «Лог Савельев», «Назаров», буераки «Грушевой», «Дальний», «Липов», овраг «Церковной», озеро «Лютое» и пр.
Представляю выписки из дела XIX века.
В мае 1831 года «Ново-Черкаской областной почтмейстер» проезжая из Новочеркасска «по Царицынскому тракту, нашел он чрезвычайное неудобство содержать почтовые станции Пятиизбянскую и Голубинскую на нынешних местах, по приложенным вновь вместо прежних дорогам, ибо:
1) Едучи с Пятиизбянской станции на Чирскую, надлежит вблизи самой станции подниматься на высочайшую крутую гору с крайним изнурением и губительством лошадей, а в грязные времена тяжелым экипажем проезжать, хотя бы подпряжено было лошадей вдвое, невозможно.
2) Выезжая со станции Пятиизбянской к означенной горе, надлежит в течении трех месячнаго неудобства от разлива реки Дона, объезжать дорогу крутым и опасным косогором, нетокмо ночью, а паче в скользкое грязное время, но и в сухое и денное, весьма удобно повоскам опрокидываться, падать вниз в воду, с убийством и лошадей и проезжающих.
3) В полую, три месяца продолжающуюся по отмелям Дона воду, из Пятиизбянской станицы на другой берег, где тракт на Голубинскую станцию, не бывает перевоза по причине естественнаго неудобства, а возят все с Пятиизбянской станции на Голубинскую станицу, и там переправясь чрез Дон, едут для перемены лошадей излишние версты на станцию Голубинскую; посему вместо 27 верст по росписанию и подряду назначенных, проезжают сими местами на пространстве около 50 верст; сверх того по сей дороге из Пятиизбянской станицы надлежит подниматься тоже на высочайшую весьма крутую гору; и как с сей, так и с выше писанной гор, спуски необыкновенно крутые и весьма опасные, хотя, спустя малое время, очищение реки Дона от леду, легкие почты по большому отменному разливу и переправляются прямо из Пятиизбянской станицы от станции около двух верст состоящей на другую сторону, на дорогу к Голубинской станции; но здесь происходит еще другое безвинно угнетательное для почт содержателя затруднение, ибо он должен безсменно на обоих берегах реки при переправах, иметь подставные лошади до июля месяца.
4) Переправясь чрез перевоз Пятиизбянской на другую сторону Дона, должно ехать до Голубинской станции да от нее до Ильменской такими рыхлыми и глубокими песками, что верстах на шестнатцати идет колесо в песке по ступицу, и сим же песком во всякое время при ветре заносит и самое строение Голубинской станции, а потому при обоих станциях нет вблизи для лошадей и выгона. Таковое убийственное положение обоих сих станций, не могут выдержать никакие лошади без вреда и упадка, да и в проезд происходит большое промедление. Означенныя станции на сии места переведены назад тому лет шесть, они были прежде с давняго времяни на местах хороших, к проезду удобных, а для корму лошадей довольственных, а имянно: Пятиизбянская на Грушевской балке, куда дорога лежит от Чирской станции по горе, сварачивая недоезжая нынешней Пятиизбянской станции верст за 6-ть, по месту ровному и безпещаному, и оттоль по таковому ж удобному продолжается до места близ Голубинской станицы, где был прежде почтовой дом станции Голубинской, а отсель чрез всегда при Голубинской станице исправно содержимый перевоз на станцию Ильменскую тоже хорошею дорогою, имеющею песок от берега реки Дона версты только на полторы».
«30 марта 1833 г. Председателю Комитета о устройстве Войска Донскаго, Господину Генерал-Адъютанту и кавалеру Графу Чернышеву.
Войска Донскаго
Наказнаго Атамана
Генерал-Лейтенанта Кутейникова
Рапорт.
Здешняя Войсковая Канцелярия по вступившим в оную бумагам, о неудобстве разположении Пятиизбянской и Голубинской почтовых станций, полагает: перевесть первую на Грушевой, а другую на Дальний боераки. Лес на устройство оных перевезти на вновь назначенные места обывателями ближайших станиц; если же не достанет онаго, то дозволить станицам необходимое число сох, слег, кольев и фороста вырубить из юртовых довольствий их в определенное время, и о исполнении сего испрашивает согласия моего».
Генерального штаба генерал-майор Богданович 1-й военному министру графу Чернышеву такой рапорт.
«Ваше Сиятельство, от 29 июня сего года № 76, препроводив ко мне в копии отношение Войсковой Канцелярии к Г. Наказному Атаману Войска Донскаго, касательно неудобств настоящего положения почтовых станций Пятиизбянской и Голубинской, и перевода оных на другия выгоднейшия места, изволили предписать мне, произвесть местныя изследования о положении сих станций, и предоставить по сему предмету мое заключение.
Вследствие чего командирован был мною благонадежный землемер для обозрения в натуре упомянутых почтовых станций, который нашел, что положение существующей дороги … имеет следующия неудобства:
1) По направлению дороги из Чирской станции на Пяти-избянскую, недоезжая хутора Мало-Лучинскаго находится весьма крутая гора с глубоким оврагом, по названию Церковным, на которую как спуск, так и подъем крайне затруднителен для экипажей и почтовых лошадей; кроме сего здесь есть еще продолжительный косогор, которой во время осенней грязи, нетокмо затруднителен для экипажей, но даже и опасен, особенно ночью. Самая станция, находясь при займище, за толокою от скота, принадлежащего как хуторским, так и жителям станицы Пяти-избянской, не имеет вблизи достаточнаго для лошадей корма. В Пяти-избянской станице переезд чрез Дон бывает на пароме и на левой стороне Дона дорога идет уже низким, отчасти болотистым, но более песчаным местом, которое во время дождливой осени в болотистых местах бывает топко, а во время лета от песку, лежащаго на семь верст, начиная от Березоваго лога до Голубинской станции, крайне тяжело и неудобно. Но главнейшее неудобство положения сей дороги произходит от разлива каждую весну реки Дона, который, начиная от Пяти-избянской станицы до озера Черкаскаго, покрывает дорогу на семь верст довольно глубоко, по уверению тамошних старожилов, так, что езда совершенно прекращается здесь от времени вскрытия льда до первых числ июля месяца. Почему, в продолжении трех месяцев переезд бывает чрез Дон, в следовании на Голубинскую станцию, выше Пяти-избянской станицы у хутора Березовскаго, где как спуск с горы, так и подъем на оную, чрезвычайно крутой, продолжительный и в грязное время от косогоров и водороин опасный, но принятый по совершенной необходимости; ибо на сем пространстве в других местах нет удобнейшаго чрез Дон переезда.
2) Почтовая Голубинская станция находится ныне над крутым левым берегом реки Дона, близ крутаго ж и глубокаго песчанаго провала, но имеет вблизи на достаточнаго для лошадей корма, ни удобнаго для водопоя лошадей спуска, почему в летнее время для попаса перегоняют лошадей на правую сторону Дона. Проезжающия следуя как из сей станции на Ильменскую, так и оттуда, объезжают упомянутый глубокий провал по сыпучим пескам с немалым затруднением, делая версты две лишних в пути».
«Положение прежде бывшей почтовой дороги из Чирской станции на Голубинскую … найдено в следующем виде: вся дорога сия пролегает по течению реки Дона с правой стороны местом возвышенным, открытым, между вершинами нескольких балок и вообще к проезду во всякое время года удобна; она, как прежде бывшая почтовая дорога, обозначена в надлежащей мере канавами. Место предполагаемое Войсковою Канцеляриею для перевода теперешней Пяти-избянской станции на буираке Грушевом … имеет все выгоды: воду для лошадей и подножный корм в летнее время. Место назначаемое для перевода Голубинской станции на буераке Дальний к хутору Новоселье, находящемуся близ станицы Голубинской с правой стороны Дона, также имеет все выгоды для станции. По направлению дороги, близ хутора Новоселья, хотя и находится гора, но спуск и подъем ее незатруднительны для проезда. В Голубинской станице переправа чрез реку Дон производится двумя поромами и бывает во всякое время года удобна».
«По таковым местным соображениям, равно как и по причинам, изъясненным в положении, Войсковой Канцелярии открывается, что предполагаемое направление почтовой дороги между станциями Чирскою, Пяти-избянскою и Голубинскою, следует предпочесть пред нынешним положением оной; ибо хотя разстояние между сими станциями в новом направлении увеличится около 10-ти верст противу прежняго, но зато удалятся все изъясненныя неудобства, столько затрудняющия почтовой проезд, особенно в весеннее время».
«Дело это находилось в бывшем Комитете об устройстве войска Донскаго до 1836 года и передано в Департамент военных поселений в числе нерешенных бумаг».
Всем, кому интересно прошлое предков, изучайте сборники «Материалы по истории и генеалогии казачества». С вопросами обращайтесь: guseffv@mail.ru Гусев Виталий Александрович телефон 8-902-364-17-10, ватсап 8-992-146-97-27 #архиввиталиягусева
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев