Притеснения на Дону казаков-приверженцев старообрядчества в XVIII веке являлись одной из причин неоднократных попыток бежать в «Польшу на Ветку», или ближе – «на Кубань» к некрасовцам, «понеже … на Кубани староверят и за старую веру не гонят», «о которых происходил в народе слух, якобы там находютца жительством люди», чтобы к ним «на Кубанскую сторону в черные леса, бежав, от мирскаго жития укритца» «для душеспасения», «для прожития на уединении и спасатца молением». По крайней мере, именно на это делали упор в своих показаниях пойманные беглецы. А сколько бежало и их не вернули! Еще документально известны побеги казаков Терновской, Нижне-Михалевской, Быстрянской. Причем подготовка ухода на Кубань проходила тайно, собирались из станиц то вроде за «маноцкой солью», то для «рвания терна», «якобы для рубления хвороста» или «для ловли рыбы».
Примечательно, что «кубанской сераскер», под чью власть попадали вновь прибывшие, принимал их не за даром. Так «бежавшие на Кубань» казаки Маноцкой станицы, «по приходе де на Кубань отдали четырех лошадей, рыжею лысаю да гнедую, а двух не упомнит, да два ружья, и чрез де то взяли дозволение жить при некрасовском городке».
Но между тем, «раскольщики» в большинстве своем были тверды в своих убеждениях, «что по навычке де их от предков» им достались, и, несмотря на давление «правительства» и всяческие увещевания от «приходских священников», так и не желали в церковь «впредь ходить и в нее веровать» да «тайнам Христовым сообщатца», ибо «ныне православной веры нигде нет, вся истребилась», «пришли дни Антихристовы и уже в России церквей Божиих нет, для того что в ныне сооруженных церквах литургия Божия совершаетца на пяти, а не на семи прасвирах», а «священники в церквах обхождения чинят не по сонцу», «также де на церквах кресты четвероконечные, называемые латынские крижи, и крестное знамение ныне изображают Антихристовою печатью», «к тому ж де в нынешние церкви ходят отлученныя люди, яко то ТАБАЧНИКИ, БРОДОБРИТИКИ и АРМЯНЕ»! А «надобно на церквах крестам быть осьмиконечным и литургию Божию совершать на семи прасвирах, также крестное знамение изображать двуперстным сложением» - то есть «первым и двумя последними персты».
Старообрядцы постоянно пытались добиться официального признания, но отношение к ним властей всегда оставалось жестким. А ведь старой веры придерживались многие испытанные в сражениях боевые генералы – те же Денисовы, только в 18-м столетии давших из своей семьи 7 генералов, или всемирно известный Платов, не говоря уже о простых казаках. «Господа Денисовы ведут раскольническою веру, чрез что, множество жительствующих на Дону, а паче в их станицах раскольников, несколько ободряются».
В 1728 г. «живущия здесь в Черкаском … отважились явно взойтить в здешнее правительство прозьбою о дозволении им построить здесь в городе Черкаске особомолитвенные храмы» - «иметь в попах, диаконах и причете желаемых ими людей, основавших служение на старом обряде и по старопечатным книгам». И хотя «таковая прозьба их, яко противная правоверию, отвергнута», «они, раскольники, неоднократно подовали прозьбы о исполнении первого их желания». В 1793 г. из войскового гражданского правительства в столицу шли тревожные сообщения, «что из числа подкомандных того Войска некоторые старшины и казаки, впав в раскольническое заблуждение, отчуждались христианского сообщества», «входят в правительство с прозьбою о дозволении им построить там в городе Черкаске особомолитвенные храмы и иметь в попах, диаконах и причете желаемых ими людей, основывающих служение на старом обряде по старопечатным книгам». И просили, «ежели те раскольники явятся в Санктпетербург с противною православной церкве Божией прозьбою – отправить оную и не попустить поколебать тамо других, в правоверии пребывающих»! В 1798 г. генерал от кавалерии и граф Федор Петрович Денисов ходатайствовал о построении в его родной Пятиизбянской станице монастыря в станичном юрте «в Грушевой балке» «для препровождения остатков дней пострыженным Войска Донскаго и бельцам службы Божией по старопечатным книгам». НО в 1800 г. на это пришел категорический отказ – «что от сооружения того монастыря легко произойтить могут в тамошних местах неприятныя последствия и самое даже отступление простаго народа от православныя церкви»!
Подробности читатель найдет в сборнике МЯТЕЖИ и ПОДВИГИ ДОНСКИХ КАЗАКОВ, конец XVII-начало XIX вв.: материалы по истории и генеалогии казачества. Вып. XIX / Авт.-сост. В.А. Гусев. Волгоград. 2025. С вопросами обращайтесь: guseffv@mail.ru Гусев Виталий Александрович телефон 8-902-364-17-10, ватсап 8-992-146-97-27 #архиввиталиягусева
Изображение: Генералы Ф. П. Денисов, М. И. Платов и В. П. Орлов
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев