Владимир Витальевич Бобков выставил на своей странице из личной гигантской коллекции раритетные фото о том, как в Судаке в 1911 году приземлился впервые летательный аппарат, управлял которым военный авиатор, поручик В.Ф.Гельгард.
Думаю, ценителям и любителям истории будет интересно узнать об этом событии и о Владимире Федоровиче подробнее. Позволю себе сделать перепост опубликованных фото.
Итак, 9 октября 1911 года по пути в Севастополь приземлился в Судаке для заправки двигателя аэроплана «Блерио» №19. Это неординарное событие – первый прилет летательного аппарата в Судак – собрало большое количество местных жителей. Предполагаем, что это всё происходило на горе Фирейной (Феррейной). Посмотрите на фотографии, как много людей собралось посмотреть на аэроплан. Среди местных обывателей - вездесущие и любопытные мальчишки, представители власти, полицейские, военные, солидные гражданские с часами на цепочках и в папахах, женщины.
24 (11) октября 1911 года газета «Новое время» опубликовала следующие заметки о полете В.Ф.Гельгарда:
"10 октября. ЯЛТА. Подпоручик Гельгард после крайне рискованного полета над крымскими горами опустился впервые близ Ялты в крайне неблагоприятных условиях. У аэроплана систем Блерио при спуске сильно повреждены крылья и пропеллер. В течение дня место спуска посетили эмир бухарский и министр Двора Фредерикс.
СЕВАСТОПОЛЬ. Вчерашний смелый полет поручика Гельгарда на аппарате Блерио совершен в виде опыта для выяснения возможности спуска на южном берегу Крыма в гористой местности. Военный летчик местами поднимался выше 3000 метров над уровнем моря, парил над Ай-Петри на высоте 1500 метров, Выяснено, что спуски возможны, но чрезвычайно трудны и требуют большой опытности.
Кто же такой этот отважный лётчик, первопроходец воздушного пространства над Крымом? Вот что удалось собрать из разных источников.
Гельгард Владимир Федорович (Гельгар, Гельгардт) родился в 1882 году в Кишиневе (хотя факт о городе некоторые исследователи оспаривают). Поручик запасного конно-артиллерийского дивизиона. Авиатор, изобретатель, фотограф, оператор, режиссер, предприниматель.
В 1910 году журнал "Огонек" писал: "Поручиком В. Гельгардом изобретен замечательный фотографический аппарат "Разведчик", дающий с дистанции 8-9 верст сильно увеличенные снимки. "Разведчик" имеет огромное значение для военного дела и для экспедиций".
Лейтенант В.В.Дыбовский и поручик В.Ф.Гельгард из Севастопольской авиашколы, 24 мая 1911 года впервые в России осуществили эксперимент по поиску подводных лодок с воздуха на самолете «Блерио». Одну из них Гельгард сфотографировал через специально вырезанный в полу кабины люк.
26 октября 1911 года в Ливадии в числе 23 офицеров, первых выпускников Севастопольской офицерской школы авиации, получивших звание «военный летчик», Гельгард был представлен государю императору.
Гельгар также изобрел прибор для метания снарядов, прибор для сигнализации (корректирование стрельбы), парашют медленного падения с магниевой свечой для освещения неприятельских позиций ночью.
9 ноября 1913 года поручик Гельгар на завтраке у Николая II представил модель своего взрывательного снаряда для бросания с аэропланов.
Поручик изобрел фугасные авиабомбы с шарообразным корпусом. Малые авиабомбы такого типа использовались в первой мировой и в балканских войнах, где показали низкую эффективность. Он продолжал работать над большими бомбами.
В 1912 году Гельгард в Петербурге основал свое кинопредприятие.
В 1913 году приобрел фабрику "Вита". Снятые им фильмы стали выходить под маркой этой фирмы.
Входил в круг знакомых писателя А.И. Куприна, на даче которого и при участии которого, снял один из комедийных фильмов.
Известны около 10 игровых фильмов, снятых Гельгардом как режиссером и оператором, и один документальный: "Наказанный любовник, или Шофёр подвёл", «Живой мертвец» (1915), «Как легко иногда выйти из затруднительного положения» (1914), «Синий огонь», «Ночь в гареме», «Красное яичко», «Живой портрет невесты», «Жакомино жестоко наказан», «Жакомино - враг шляпных булавок», «Бич мира» (1913).
В 1917 году фирма прекратила существование.
На 1915 год Гельгар числился поручиком запасного конно-артиллерийского дивизиона, расквартированного в Орле, сам же находился в Петрограде, в воздухоплавательном батальоне.
После 1917 года биография не прослеживается. Не упоминается он среди российских кинематографистов, обосновавшихся в эмиграции в Париже.
А мне вспоминаются годы, когда Фирейка была аэродромом для посадки вертолетов, которые выполняли рейсы "Симферополь-Судак-Симферополь". Такой вертолет даже попал в кадр замечательного фильма "Акваланги на дне" (см.фото). Домик смотрителя аэродрома до сих пор стоит на Фирейке. Папа мой летал таким рейсом, потом делился впечатлениями: вертолет, кидало, бросало, короче, ехал, как на воздушном трамвае.
Гора Фирейная – историческое место. Кроме того,что на ней находилось имение известных российских аптекарей-фармацевтов Феррейнов, что закрепилось в названии горы), так это ещё и место, связанное с развитием отечественной авиации. Может, стоит как-то это отметить, ну в смысле, поставить памятный знак?
Светлана Емец
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев