17 век, в первой половине которого на исторической сцене появляется село Хабарово, в школе изучается мало. Многим он запомнился лишь двумя основными явлениями в истории России. Первое – это Смутное время и смена правящей династии. Второе – Раскол, разорвавший русскую церковь на две части. Оба эти явления оставили глубокий след и в провинциальной истории села Даниловского и его приселка - села Хабарово. Деятельность монаха Капитона в Троице-Колясниках, проповеди попа Лазаря в городе Романове, самосожжение раскольников в Пятницком погосте и в Шаготи, вот наиболее драматичные страницы истории тех неспокойных времен в Северном Заволжье. Даниловская дворцовая волость была несомненно в основе движения старообрядчества. Местные раскольники подвергались со стороны властей жесточайшим репрессиям.
Казнь протопопа Аввакума и Лазаря Романовского в Пустозерске. 1682 г.
Преследования раскольников привели к миграции населения. Старообрядцы покидали свои дома и деревни и пытались скрыться, уходили семьями кто на Север, кто на Восток в Сибирь, кто на Юг, на Дон в казацкую вольницу. Уходили и на Запад, в Литву. Это направление почему-то оказалось привлекательным для раскольников из Даниловской волости Костромского уезда. Граница с Речью Посполитой в конце 17 века – это нынешняя граница Белоруссии. Именно здесь, в местности под названием Стародубье и нашли пристанище несколько десятков семей переселенцев с севера. Сегодня белорусский город Ветка Гомельской области, городки Злынка и Новозыбков Брянской области на границе с Беларусью – известны как старинные центры старообрядчества. Более всего даниловцев проживало в слободе Зыбкой (Новозыбков) – 44, в селе Лужки – 15 и в Клинцах – 13 семей.
Масштабы миграции и запустения Даниловской волости можно оценить по сведениям первой петровской переписи, которая содержит например такие свидетельства. В июле 1710 г. «на съезжем дворе перед стольником Иваном Федоровым Тяпкиным старосты Дворцового села Даниловского Афанасий Федоров и Федот Никитин сказали, что по переписным книгам 1680 года к Дворцовому селу Даниловскому в приселках Барлове и Реброве, в разных деревнях волостных, крестьянских и бобыльских написано 1510 дворов, а по переписи нынешней 1710 года по приезду переписчиков опустело 733 двора».
Судя по этим записям, на рубеже 17 и 18 веков жители покинули половину дворов Даниловской волости. Это беспрецедентные масштабы. Выходит так, что практически все способные к передвижению семьи покинули свои родные избы и пустились в бега. Остались только слабые, безлошадные, немощные и пожилые. Некоторые историки выдвигают версии, что таким образом старосты пытались ввести в заблуждение переписчиков, занижая налогооблагаемую базу. В то время налоги собирались подворно и жители прибегали к хитрости. На время переписи они переселялись к родственникам, оставляя дворы «пустыми», так что порой в некоторых избах теснились по 3 - 4 семьи. В конце концов такие уловки привели к реформе налогообложения и через 10 лет налоги стали собирать уже «подушно», для чего потребовалось переписывать всех сельских жителей поголовно.
Скорее всего в двукратном уменьшении даниловских дворов сыграли роль оба фактора: уход от налогов и религиозная миграция. К этому наверно еще можно добавить набор и угон работников на петровские мегапроекты. Историки сегодня тщательно изучают религиозную миграцию того времени, сопоставляя данные первых ревизий петровского правления. Постепенно им открывается истинная картина масштабов переселений. В переписи обывателей Государевой волости раскольничьих слобод Малороссии за 1729 г. только в одном Стародубье 95 семей назвали себя выходцами из Даниловской дворцовой волости (а это 13% от общего количества опустевших даниловских дворов). Если учитывать миграции в другие части света, то возможно наберется ещё несколько сотен. Так что уже сейчас можно сделать вывод, что масштабы религиозной миграции действительно были значительны.
белорусские старообрядцы
ЕЛЕОНКА
В числе первых переселенцев в брянские леса в 1669 году оказался житель дворцового села Даниловского Костромского уезда Мелентий Максимович Панов. Он стал одним из первых поселенцев слободы Елеонской (Елеонка, Елёнка), названной так по имени горы Елеонской (Масличной) в Иерусалиме, места знаменитой проповеди Иисуса Христа. Сейчас это село Елионка Стародубского района Брянской области.
старообрядцы
село Елионка Стародубского района Брянской области
Интересно, что улицы села в плане образуют очертания ладьи, корабля. Именно так, как было задумано основателями-старообрядцами. Первоначальная застройка слободы велась по строго определённому плану, в основе которого лежит форма корабля, а точнее ветхозаветного Ковчега!
село Елионка Стародубского района Брянской области на Яндекс-картах
Переселенцы строили новое поселение в виде Ноева Ковчега. Для них новое место жительства было поистине местом спасения и духовного, и физического.
кадр из фильма "Эван Всемогущий"
Мелентий Панов долгое время был войтом (старостой) слободы, а под конец жизни и вовсе стал духовным лидером раскольников Стародубья. Именно он содействовал переселению многих десятков семей из Костромского уезда, отказавшихся принять новые церковные правила.
КЛИНЦЫ
В числе жителей Елеонки оказались братья по фамилии Клинцы. Три брата переселились, а по сути бежали из Даниловской волости в 1676 году. Старший брат Василий Афанасьев сын Клинец Павлов указал в переписи, что он «Костромского уезду Дворцовой Государевой волости крестьянин присёлка Николы Хабарова». В одном из документов он уточнил своё происхождение: «...житель из села Мохова крестьянин помещика князя Дмитрия Петровича Володынского…».
Деревня Мохово нам знакома, она находилась в 5 километрах к югу от Хабарова возле Шеметовского болота. Сейчас там к сожалению уже давно никто не живёт. Жители Мохова являлись прихожанами Никольской церкви села Хабарово. Средний брат Клинец тоже по имени Василий (одинаковые имена у детей в одной семье не редкость для тех времён). Он был средним братом и в некоторых документах отмечен как Василий Середа, что значит средний. Местом своего жительства он указывал село Хабарово. Младший брат - Павел Афанасьев сын Клинец Павлов проживал в соседней деревне Якунино. Почему родные братья жили в разных деревнях точно неизвестно. Возможно здесь кроется одна из нескольких причин, почему братьям Клинцам-Павловым пришлось покинуть родные места.
Мелентий Панов и Василий Клинец - новые имена в даниловской истории. Но они заняли в ней почётное место, как основоположники слободы Елеонка и города Клинцы на Брянщине. Города, получившего своё название непосредственно от основателей-старообрядцев братьев по фамилии Клинцы, пришедших из Даниловской волости. Интересуясь вопросами происхождения названий наших деревень нельзя пройти мимо этой удивительной истории.
Канал автора «Даниловский краевед» в Дзен ⭐: Эссе, очерки, заметки по истории, этнографии, краеведению Северного Заволжья, междуречья Шексны и Костромы, в центре которого расположен город Данилов...
После переписи населения Стародубья на Брянщине в 1715 году Петр Первый издал Указ, что беглых даниловских староверов назад не отправлять, а положить их в оклад, то есть они должны платить налоги не местному землевладельцу, а в царскую казну.Из за того, что старообрядцы оказались истинными патриотами и когда шведы шли в 1708 году из Могилёва на Полтаву , даниловцы " сами собой собравшись" не сотрудничали с оккупантами, а нападали на их обозы на переправах через реки и брали их в плен.
Село Мохово и деревня Мохово, могут быть абсолютно разными населенными пунктами. Здесь нужно доп. исследование. О теме исследований Костромских старообрядцев Злынки и Клинцов одно из первых исследований провёл клинцовский краевед Перекрёстов Р.И.
Из Энциклопедии известно, что Черниговская губерния Российской империи располагалась на левобережье Днепра. Образовалась в 1802 году при разделе Малороссийской губернии Российской империи на Черниговскую и Полтавскую.А Брянская губерния образовалась только после Великой Октябрьской социалистической революции и просуществовала совсем мало времени.
Елионка Родина отца....Это история моих предков....Отец был старовер и помнил это до конца своей жизни. Спасибо за статью.Посмотрите сериал Раскол 2011г. Отличный фильм,хорошие артисты,вся правда о том смутном,страшном времени.
Много семей Моховых жили в д. Берелево Даниловского р, Трофимовского с/с. Очень интересно. Староверы. В церковь Елохинскую ходили. Платки головные булавками закалывали. Бабушку помню...
Раскольники и старообрядцы - разные расколы по ВЕРЕ и исход крестьян ( Данилов - дворцовая государева волость , т.е. это имущество государственное, а не местных дворян) или иначе бегство во время правления Петра 1- го был от безысходности ,и население тогда уменьшилось на четверть - бежали ото всюду , и на Амур ( почитайте "Амур - батюшка" М.Задорнова( отца)).Мои родственники по матери бежали уже от совесткой власти и коллективизации из Архангельской обл. в Данилов, один "Корабль " стоит еще и сейчас на Земляном валу , правда развалился , но еще на продаже, рядом с ул. Володарского.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Статья автора «Даниловский краевед» в Дзене ✍: Среди ярославских «татарских» ойконимов есть несколько замечательных экземпляров, в корнях которых звучат не просто восточные выр...
Статья автора «Даниловский краевед» в Дзене ✍: На карте Ярославской области можно обнаружить совершенно неожиданные названия деревень, которые пересекаются с чувствительными, неоднозначными до крайней
Статья автора «Даниловский краевед» в Дзене ✍: Большинство деревенских прозвищ, лежащих в основах названий наших деревень, имеют уменьшительно-ласкательный характер, – Ивашко, Федурко, Степанчик,...
Статья автора «Даниловский краевед» в Дзене ✍: Сегодня у нас в журнале рубрика «Редкие христиане», и заодно мы будем распутывать загадку одного из мифов ярославской топонимики.
Комментарии 44
в 1715 году Петр Первый издал Указ, что беглых даниловских староверов назад не отправлять, а положить их в оклад, то есть они должны платить налоги не местному землевладельцу, а в царскую казну.Из за того, что старообрядцы оказались истинными патриотами и когда шведы шли в 1708 году из Могилёва на Полтаву , даниловцы " сами собой собравшись" не сотрудничали с оккупантами, а нападали на их обозы на переправах через реки и брали их в плен.