А. «Битвы алмазных баронов» 2013
В книге «Битвы алмазных баронов» мировой алмазный рынок рассматривается как своеобразный «испытательный полигон», на котором англо-саксонские элитарные надправительственные структуры отрабатывали стратегию управления миром. И сегодня алмазный рынок продолжает оставаться инструментом, активно используемым при разработке криптотехнологий управления глобального уровня. По меткому выражению консультанта корпорации «Де Бирс» князя Никиты Лобанова-Ростовского: «Алмаз – магический кристалл, через который удобно рассматривать людей и целые народы».
Сесил Джон Родс (Cecil John Rhodes) появился в Южной Африке в 1870 году – в момент эпохального открытия коренных алмазных месторождений. Поначалу Родс проявил себя способным организатором и спекулянтом, сосредоточившись не столько на добыче алмазов, сколько на посреднических операциях и инфраструктурных проектах в районах алмазодобычи, а практически всю прибыль тратил на скупку алмазоносных участков. Одной из таких покупок стало приобретение участка на ферме, принадлежащей братьям-бурам Йоханнесу и Дитриху Де Бирс.
В 1881 году Родс основал «Де Бирс майнинг компани лимитед». Стартовый капитал составил 200 тыс. фунтов стерлингов. Незадачливые братья Де Бирс, продавшие свою ферму за 6300 фунтов, растворились во мгле истории, но их аристократично звучащей фамилии была суждена фантастическая судьба. Родс получил значительный по тем временам кредит в миллион фунтов от «Н. М. Ротшильд и сыновья», что позволило ему приобрести участки независимых алмазодобытчиков … Таким образом, к началу 1890-х годов «Де Бирс» получила контроль над 90% мировой добычи алмазов и, соответственно, возможность управлять предложением.
В то время на массовом ювелирном рынке, ориентированном на средний класс, безраздельно царил благородный опал, месторождения которого находились в Европе, на землях, не контролируемых британской короной. Примерно с 1873 года (что совпадает с появлением Родса в Оксфорде) в европейской прессе стали появляться публикации, направленные на придание ювелирному опалу отрицательной потребительной стоимости – потребителей вкрадчиво информировали, что этот камень сказывается на судьбе обладателя самым несчастливым образом. Постепенно поток таких публикаций и сопровождающий их поток слухов нарастал. Одновременно нарастал поток информации о бриллиантах, окрашенной в самые позитивные тона.
Пик информационной кампании, направленной против ювелирного опала, пришёлся на 1885 год. В Испании в возрасте 28 лет скоропостижно скончался король Альфонсо XII. Через несколько дней после его смерти в испанских газетах появились публикации о том, что причиной таинственной смерти короля стал фамильный перстень с опалом. … Эта печальная история становится хитом европейской прессы и подозрительно долгое время не сходит со страниц газет, обрастая леденящими душу сведениями не столько о страданиях королевской семьи, сколько о вредоносности опала и ювелирных изделий с этим камнем. Находится масса исторических примеров, «убедительно доказывающих», что именно ношение опалов приводило к гибели членов королевских семей и многих выдающихся представителей рода человеческого. … И потребитель побежал прочь от «несчастливых» камней. Рынок опалов лопнул как мыльный пузырь.
Наиболее массовый сегмент ювелирного рынка был успешно «зачищен» от конкурента, а ничего сравнимого с опалом по объёмам добычи (кроме алмаза, разумеется) не существовало. Грамотный маркетинг довершил блестящую операцию, и бриллиант прочно вошёл в обиход европейской (самой значительной на тот момент времени) массовой ювелирной торговли.
Случилась, однако, досадная неожиданность: в 1872 году в Австралии (британском доминионе) было открыто крупное месторождение ювелирных опалов. Пришлось проводить кампанию, смысл которой сводился к следующему неординарному тезису: вредоносны, оказывается, опалы из любых месторождений, кроме австралийских! Благородный австралийский опал – просто сказка: никаких вредных излучений, никакой нечистой силы, никаких болезней – аборигены носят и от холеры не мрут, в отличие от незадачливых испанцев. И эта кампания завершилась не менее впечатляющим успехом – австралийская продукция получила свою нишу на рынке, достаточную, чтобы обеспечить рентабельную эксплуатацию месторождения. Европейская же добыча опалов была уничтожена полностью. Всё это случилось задолго до появления телевидения, Интернета и спутниковой связи.
Блестящая реализация на практике обеих частей «формулы Родса» не могла не привести последнего к пониманию того, что тезис о цене товара как об объективной реальности, заданной балансом спроса и предложения, далеко не универсален. Предложением на сырьевом рынке можно управлять, сосредоточив в одних руках (физически или с помощью картельных соглашений) значительную долю добычи. Спросом можно управлять, манипулируя информационной оболочкой товара, его образом, не только изменяя при этом объём традиционного рынка, но и создавая, по сути, новые рынки и уничтожая существующие. И всё это – в планетарном масштабе.
Работа Родса по организации управляемого алмазного рынка была замечена и по достоинству оценена не только финансовой империей Ротшильдов, с которой у «Де Бирс» установились самые прочные и дружелюбные контакты. Идея о том, что сырьевые рынки – не стихия и ими можно управлять, стала быстро овладевать британским истеблишментом.
Итак, работа Сесила Родса в конце XIX века показала, что сырьевым рынком (или ценообразованием на нём – что, в сущности, одно и то же) можно управлять. Мировые цены на сырьевые ресурсы – не объективная реальность и даже в первом приближении не определяются спросом и предложением, это параметр, который можно произвольно изменять в широких диапазонах, если есть возможности манипуляции объемами добычи и генерации специально организованного информационного потока. Впоследствии идея управления глобальными сырьевыми рынками (управления мировыми ценами на сырьё) нашла своё воплощение в различных механизмах, таких, например, как ОПЕК (создана в 1960 году). Но пальму первенства, без сомнения, следует отдать Родсу и «Де Бирс». Возможность управления глобальным сырьевым рынком – это, безусловно, власть, это способность влиять, и иногда самым радикальным способом, на судьбы многих стран и миллионов людей.
В 1891 году Родс, при участии лорда Бальфура, Ротшильда, Милнера и Эшлера, создал «Круглый стол» – некий неформальный клуб, экспертную площадку, которая объединяла представителей аристократии, влиятельных финансистов, высших чиновников, владельцев наиболее крупных промышленных и добывающих компаний. …
Принято считать, что «Круглый стол» времён Родса был клубом единомышленников, одержимых идеей максимально возможного распространения в мире влияния Британской империи. Да, такие декларации были свойственны членам «Круглого стола», и было бы странно, если на публике они произносили что-нибудь другое, учитывая их положение и вес в британском обществе. Но на самом деле всё было с точностью до наоборот – «Круглый стол» стал первой в истории надгосударственной структурой, которая использовала государственные институты и финансы Британии для реализации собственных целей, которые заключались, прежде всего, в установлении контроля над глобальными ресурсными рынками, т. е. в развитии нового механизма власти, спроектированного Родсом. Впоследствии «Круглый стол» станет организационным и идеологическим ядром «Совета по международным отношениям», Трёхсторонней Комиссии, Бильдербергского клуба – тех неформальных объединений мировой элиты, в которых генерируются геополитические программы.
Подлинный смысл «Круглого стола» проявился достаточно быстро – эта организация сыграла решающую роль по использованию государственной машины и бюджета Великобритании в целях установления контроля структурами Родса и Ротшильдов над мировым рынком золота и металлов платиновой группы, контроля, который будет окончательно оформлен в виде т. н. «лондонского фиксинга по золоту» в 1919 году. ...
Главным итогом англо-бурской войны (1899 —1902 гг.) оказалось установление контроля компаниями Родса над золотыми месторождениями Трансвааля и Оранжевой республики.
* * *
Англо-американские корпорации, практически всю войну сотрудничавшие с Третьим рейхом, должны были быть уверены:
1) военная победа Германии, а следовательно и глобальная реализация идеологических установок национал-социализма невозможны,
2) никаких репрессий со стороны государственных институтов за сотрудничество с врагом не последует, несмотря на то что сами факты станут известны,
3) Третий рейх должен иметь возможность вести боевые действия до строго определённого момента.
Что могло обеспечить такую уверенность? В 2005 году в Лондоне была издана впечатляющая работа экономиста Гвидо Препарата «Гитлер, Inc. Как Британия и США создавали Третий рейх». Основываясь на анализе многочисленных документов, в том числе из архива Банка Англии, автор убедительно показал, что англо-американская помощь Третьему рейху, включавшая как прямые инвестиции, так и «нелегальные» поставки, делалась «не из циничного желания получить доход», но ради будущей реконструкции Европы и прежде всего Германии под эгидой элитарных англо-американских клубов, объединяющих владельцев и высший менеджмент крупнейших транснациональных корпораций, а также первый эшелон политических фигур, обслуживающих корпоративные интересы.
Работы этого типа (которых в настоящее время становится всё больше) по отношению к рассматриваемой проблеме можно интерпретировать следующим образом: Третий рейх был нечем иным, как тщательно изготовленным проектом, основной целью которого было окончательное и бесповоротное лишение стран континентальной Европы (Германии в первую очередь) каких-либо притязаний на долю в контроле над мировыми ресурсными рынками. Решить такую задачу можно было, создав на обломках Веймарской республики идеологизированный режим, достаточно сильный, чтобы ввязаться в войну с СССР, но изначально обречённый на поражение в этой кампании. Именно поэтому помощь союзников Советскому Союзу (легальная) и одновременно Германии (нелегальная) была средством затягивания вооружённого конфликта между советским и нацистским режимами, конфликта, который бы максимально обескровил обе стороны. Экономическая сторона этого процесса (пресловутые сверхприбыли) была второстепенна по отношению к конечному результату: Германия и её сателлиты навсегда теряли контроль над минерально-сырьевой базой Африки и Азии,
* * *
СССР
Мировой рынок бриллиантов находился в сфере самого пристального внимания руководства коммунистической России с первых лет её существования. Дело в том, что в условиях охватившего страну послереволюционного экономического коллапса главными и практически единственными экспортными статьями молодого советского государства вначале 20-х годов XX века стали ценности, экспроприированные у «эксплуататорских классов»: драгоценные металлы в слитках, монетах, ювелирных изделиях, всевозможный антиквариат и драгоценные камни, в первую очередь – бриллианты. …
Такой своеобразный экспорт привёл к закономерному результату – мировые цены на бриллианты быстро покатились вниз и крупные диамантеры – клиенты «Де Бирс» стали испытывать обоснованное беспокойство. В целях стабилизации цен «Де Бирс» была вынуждена в 1921 году существенно – не менее чем на 25% – сократить добычу алмазов в Южной Африке. Но экспорт российских бриллиантов по демпинговым ценам продолжал нарастать …
Объективно этот демпинг наносил серьёзный ущерб всем участникам алмазно-бриллиантового рынка – процесс явно требовал упорядочения.
В 1920 году полпредом Советской России в Великобритании был назначен Леонид Красин. Этот видный функционер большевистской партии был вхож в круги английской элиты и, судя по всему, реалии алмазного рынка представлял себе весьма отчётливо.
Л. Красин абсолютно точно определил направление выхода из кризиса, охватившего бриллиантовый рынок: «Следует немедленно прекратить разовые продажи художественных ценностей и бриллиантов через сомнительных лиц. Вместо этого необходимо срочно создать картель (СП) для совместной продажи бриллиантов, лучше всего, с Де Бирсом. Синдикат этот должен получить монопольное право, ибо только таким путем можно будет создать успокоение на рынке бриллиантов и начать постепенно повышать цену. Синдикат должен давать нам под депозит наших ценностей ссуды на условиях банковского процента».
Предложение Л. Красина направить поток советского бриллиантового «конфиската» в адрес «Де Бирс» имело под собой веские основания.
Во-первых, такой способ реализации действительно оберегал бриллиантовый рынок от обвала цен, в котором советская сторона была совершенно не заинтересована. Во-вторых, появлялась основа серьёзных деловых контактов с банкирскими империями Ротшильдов и Морганов, с которыми «Де Бирс» была аффилирована, а соответственно экспроприированные бриллианты могли выступать уже не только в виде обычного товара, но как актив, обеспечивающий всевозможные кредитные сделки, в том числе связанные с получением перспективных технологий и современного оборудования. И, наконец, только «Де Бирс» и её влиятельные клиенты могли организовать оборот «красных» бриллиантов таким образом, чтобы он был невидим остальному миру.
16 марта 1921 года был подписан первый в истории Советской России и Великобритании торговый договор. С советской стороны его подписал Леонид Красин. Это соглашение содержит одно крайне интересное условие. Англия брала на себя обязательство «не накладывать ареста и не вступать во владение золотом, капиталом, ценными бумагами либо товарами, экспортируемыми из России в случае, если бы какая-либо судебная инстанция отдала распоряжение о такого рода действиях». Фактически это ограничение делало невозможным вмешательство английского государства (не говоря уже о зарубежных государствах) в деловые операции, проходившие под эгидой этого договора. А если учесть, что на момент заключения договора между Великобританией и Россией вообще не было дипломатических отношений, то следует признать, что данный договор являлся лишь формальным прикрытием сотрудничества большевиков с силой более влиятельной, чем английские государственные институты.
После заключения англо-российского договора экспорт российского золота и бриллиантов достаточно быстро вошёл в цивилизованное русло.
В результате цены на бриллианты устойчиво поползли вверх и 30% – 40%-ный провал, вызванный диким советским демпингом, был достаточно быстро компенсирован.
На что тратилась прибыль, получаемая большевиками от продажи конфискованных ценностей?
Разумеется, приобреталось продовольствие для голодающей страны, покупалось промышленное оборудование, средства транспорта и т. д., оплачивалось содержание советских миссий за рубежом. Но это было не главное. Экспроприированные бриллианты превратились в стартовый капитал многочисленных «частных» компаний, конечным бенефициаром которых был СССР, были инвестированы через третьих лиц в крупные пакеты акций ведущих мировых промышленных концернов и стали обеспечением мощных кредитных линий. Через эту сеть СССР беспрепятственно получал доступ к новейшим оборонным технологиям, благодаря этой сети он смог создать военно-промышленный комплекс, достаточный для того, чтобы в четырёхлетней русско-немецкой мясорубке 1941—1945 годов уничтожить все шансы континентальной Европы на долю в контроле над глобальными сырьевыми рынками. Эта сеть, созданная в 1920-е годы, будет устойчиво работать всё время существования СССР, обеспечивая, в том числе, фантастические «успехи советской разведки» в получении ядерных секретов и удивительно лёгкое преодоление «ограничений КОКОМ» (Координационный комитет по экспортному контролю).
Создание сетевой структуры, предназначенной главным образом, для массированной накачки оборонной промышленности СССР оборудованием и технологиями было завершено к концу 1920-х годов. Поток экспроприированных ценностей, вывозимых из СССР, ещё не иссяк, его пик придётся на 1930 год, но все необходимые условия для старта «сталинской индустриализации» были созданы.
Успех «Де Бирс» в выстраивании отношений с СССР после эпохальных открытий алмазных месторождений в Западной Якутии столь очевиден, что невольно возникает впечатление – перед нами закономерное развитие доброго старого партнерства, а не уродливый альянс идеологически непримиримых противников, продиктованный сиюминутными меркантильными соображениями.
Но российская постперестроечная специализированная литература (в советских открытых источниках тема взаимоотношений СССР и «Де Бирс» практически не освещалась) утверждает – контакты советского руководства и владельцев «Де Бирс» берут своё начало лишь в 1959 году. …
Вопрос – где и как использовались алмазы Урала, промышленная добыча которых велась с 1946 года, при полном отсутствии в СССР производства алмазного инструмента и гранильной отрасли до 1958 и 1961 годов соответственно, остается открытым. Поддержка «Главалмаззолота» со стороны «Де Бирс» достигла апогея в 1990 году ...
Конечно, «Де Бирс» не пыталась спасти Советский Союз. Но в условиях «перестройки» управляемый хаос, в котором пребывал советский алмазно-бриллиантовый комплекс с момента своего создания, мог превратиться в хаос неуправляемый. С развалом союзных министерств могло возникнуть множество мелких независимых компаний – в добыче, в огранке, в экспорте, через которые произошёл бы неконтролируемый выброс на мировой рынок огромного количества советских алмазов. Единственным способом, позволяющим избежать этого крайне неблагоприятного для «Де Бирс» сценария, была предельная концентрация предприятий советской алмазной индустрии в одних руках, что и удалось сделать В. Рудакову. «Главалмаззолото», эта «советская «Де Бирс», в условиях быстрого умирания СССР была не опасна, а полезна для «Де Бирс» настоящей, и её следовало поддержать.
Одновременно с концентрацией отрасли вокруг «Главалмаззолота» осуществлялась ликвидация центробежных инициатив, часть которых была весьма серьёзна: например, группа якутских депутатов пыталась организовать референдум об отделении алмазоносных районов от остальной Якутии. Жёсткую оппозицию составлял директор самого крупного (тогда около 80% годовой добычи «Якуталмаза») Удачнинского ГОКа Николай Уркин. Он прямо настаивал на превращение ГОКа в абсолютно самостоятельное предприятие с правом экспорта алмазов. 15 января 1991 года Н. Уркин. находясь в командировке в Москве, выпал с 7-го этажа гостиничного комплекса «Измайлово». Это была далеко не единственная странная смерть в последние годы существования СССР среди людей, связанных с алмазной промышленностью.
15 сентября 1991 г. Якутия полностью прекратила отгрузку в адрес Гохрана СССР алмазов и золота. В течение довольно продолжительного времени (около 3-х месяцев) алмазы и золото, добываемые в Якутии, хранились на территории республики, не обладавшей в то время соответствующе инфраструктурой, не подвергались учету и контролю со стороны уполномоченных ведомств союзного подчинения, фактически находясь в полном распоряжении республиканского руководства. На основе этих ценностей вполне мог формироваться финансовый поток, направляемый на реализацию тактических политических целей Б. Ельцина, включая подготовку Беловежского соглашения. Первый якутский алмаз, поступающий уже в Гохран РФ, был передан М. Николевым Б. Ельцину 11 декабря 1991 г. – через три дня после ликвидации СССР. В этот же день Б. Ельцин подписал указ «О полномочиях Якутской-Саха ССР в распоряжении природными ресурсами республики», что было своеобразной платой за политическую и экономическую поддержку.
На базе этого указа 19 февраля 1992 г. был принят указ «Об образовании акционерной компании (ЗАО) «Алмазы России» (впоследствии – «Алмазы России – Саха» – АЛРОСА), на основании которого Якутия передавала в аренду новой компании месторождения и имущество «Якуталмаза». Российская сторона выделяла компании товарный кредит в 8 миллионов карат высокосортного алмазного сырья сроком на 7 лет, с условием погашения из текущей добычи. Этот кредит был своевременно погашен, однако большая часть его была возвращена не в российскую казну, а направлена в распоряжение правительства Якутии специальным указом Б. Ельцина от 1 ноября 1993 г. (С. Степанов, АЛРОСА: прошлое и настоящее, М., 2002 г.)
Доли в акционерном капитале новой компании были распределены следующим образом: 32% – Мингосимущество РФ, 32% – Мингосимущество Якутии, 8% – улусы, на территории которых ведется алмазодобыча, 5% – фонд социальных гарантий военнослужащим, 23% – трудовой коллектив компании. Таким образом, контрольный пакет отсутствовал, Якутия defacto становилась самым крупным акционером, РФ довольствовалась блок-пакетом.
Разумеется, коллизии в российском алмазно-бриллиантовом комплексе не оставались без внимания со стороны «Де Бирс». Бесспорно, «Де Бирс» была заинтересована в том, чтобы российская алмазная отрасль оставалась для неё прозрачной, прогнозируемой и была лишена малейшей возможности проводить самостоятельную ценовую политику. Между тем, в обстановке экономической и политической турбулентности «лихих 90-х годов» попытки дестабилизировать алмазный рынок с помощью розыгрыша «российской карты» возникали постоянно.
Наиболее серьёзная из таких попыток связана с именем Евгения Бычкова – руководителя Гохрана в последние годы существования СССР и начальника «Роскомдрагмета» в РФ. Е. Бычков входил в ближнее окружение Б. Ельцина и был дружен с первым российским президентом ещё с тех пор, когда возглавлял в Свердловске крупнейший союзный завод по переработке металлов платиновой группы (Б. Ельцин в те годы возглавлял Свердловский обком КПСС). Бычков позиционировал себя в качестве принципиального противника соглашения между СССР и «Де Бирс», утверждая, что в результате «кабального» договора Советский Союз теряет не менее 20% от стоимости экспортируемых алмазов. Причём дело не ограничивалось теоретическими расчётами – ряд источников упоминает, что весной 1989 года Е. Бычков провёл сделку в объеме около $40 млн с бельгийскими компаниями в обход соглашения с «Де Бирс». Превентивная служба «Де Бирс» сделку засекла и предъявила претензии советскому руководству. Дело Е. Бычкова было рассмотрено Комитетом партийного контроля с объявлением ему выговора. …
По всем признакам Е. Бычков совершил преступление – и должностное и уголовное, причём тяжкое, и в лучшем случае должен был надолго упрятан за решетку, а в худшем – расстрелян (в СССР тогда ещё применялась смертная казнь). Но в качестве наказания последовал лишь партийный выговор. И оставление в должности с последующим расширением полномочий. Столь странную «репрессию» можно объяснить исключительно наличием высшей санкции на незаконный экспорт.
В 1993—1996 годах Е. Бычков ударными темпами распродавал огромные стоки госфонда совместным российско-израильским и российско-бельгийским «гранильным предприятиям», которые появлялись и исчезали многими десятками, в большинстве своем огранкой не занимались, а были прикрытием санкционированного экспортного «параллельного» канала, мощность которого составляла по разным оценкам от $0,5 млрд до $0,9 млрд в год. Как и в случае с «параллельными поставками» времен СССР подобные шалости были невозможны без разрешения руководства страны. Режим Б. Ельцина отчаянно нуждался в деньгах, и «Де Бирс» фактически согласилась «потерпеть» эту довольно болезненную для алмазного рынка экспансию. В эти годы Израиль стал крупнейшим экспортером сырых алмазов, не добывая на своей территории ни единого карата …
Тем временем, вошедший во вкус «борьбы с мировым алмазным монополистом» Е. Бычков возглавил некое разношерстное лобби, поставившее своей задачей ликвидировать соглашение с «Де Бирс» и организовать самостоятельный выход России на мировой рынок. Но здесь шутки кончились: одно дело спонсировать режим, являющийся неким промежуточным этапом определенного проекта, и совсем другое – позволить вмешаться, хотя бы и косвенно, в сам процесс геополитического проектирования. Весной 1996 года на Е. Бычкова было заведено уголовное дело, а летом «Роскомдрагмет» прекратил своё существование, даже личная дружба Е. Бычкова с Б. Ельциным не помогла.
В июле 1997 года Б. Ельцин издал Указ No 740, первый пункт которого гласил: «Принять предложение Правительства РФ о дальнейшем сотрудничестве с корпорацией «Де Бирс». В октябре 1997 года было подписано очередное соглашение с «Де Бирс», сохраняющее одноканальную систему российского алмазного экспорта. …
Уход Б. Ельцина с поста президента РФ практически обнулил политическое влияние М. Николаева. Нового президента РФ В. Путина не устраивали ни фрондирующие «якутские государственники», ни «чисто якутская» АЛРОСА. Процесс федерализации компании de- facto стартовал вместе с президентскими выборами в Якутии. С помощью административных рычагов М. Николаев был отстранен от участия в выборах, а В. Штыров в январе 2002 года стал президентом Якутии, потеряв кресло президента АЛРОСА.
Незадолго до этих выборов, в апреле 2001 г., В. Путин подписал распоряжение Правительству РФ NoПр-642 о защите государственной собственности в алмазно-бриллиантовом комплексе Республики Саха (Якутия) и возвращению федеральной доли в уставном капитале компании АЛРОСА. Срок исполнения был установлен 1 июня 2001 года. Но единственное, что удалось сделать довольно быстро – присоединить к федеральному пакету акции фонда социальных гарантий военнослужащих, доведя его таким образом до 37% (2002 г). …
В декабре 2001 года в Якутске было подписано очередное и последнее торговое соглашение между АЛРОСА и «Де Бирс». Соглашение подписали от российской стороны В. Штыров, а от «Де Бирс» – Н. Оппенгеймер и Г. Рэйф. Процедуру почтили своим присутствием вице-премьер Правительства РФ, министр финансов А. Кудрин и М. Николаев. Беспрецедентный визит Никки Оппенгеймера в Якутск был одним из ключевых моментов PR-кампании В. Штырова и явным реверансом в адрес федеральных властей, которые эту кампанию активно поддерживали. …
В декабре 2005 г. В. Штыровым, А. Кудриным, Г. Грефом, А. Ничипоруком был подписан протокол «О защите государственной собственности в алмазно-бриллиантовом комплексе Республики Саха (Якутия)», регламентирующий порядок увеличения федеральной доли в уставном капитале АЛРОСА до 50% плюс 1 акция, а также устанавливающий процедуру возвращения имущественного комплекса ПНО «Якуталмаз» в федеральную собственность и соответствующие компенсации Якутии. …
В июне 2008 г. А. Кудрин заявил, что сделка по увеличению федерального пакета в АЛРОСА до 50%+1 акция завершена. Между тем, команда В. Штырова продолжала контролировать значительную часть АЛРОСА. Попытки С. Выборнова ослабить этот контроль были неудачны. В 2009 г. АЛРОСА возглавил Ф. Андреев. Попытки менеджеров, входящих в «штыровскую команду», удержать контроль над значительными финансовыми потоками АЛРОСА продолжались ещё некоторое время.
В мае 2010 года новый президент РФ Д. Медведев подписал указ о досрочном прекращении полномочий В. Штырова на посту президента Якутии. Вполне вероятно, что одной из причин этого решения было намерение окончательно ослабить влияние якутской властной группировки на АЛРОСА, поскольку сменивший В. Штырова на посту президента Якутии Е. Борисов команду В. Штырова, ещё остающуюся в АЛРОСА, не контролировал. …
На стороне федерального акционера выступили и влиятельные зарубежные клиенты АЛРОСА, очевидно сильно утомленные экзотическими сбытовыми схемами, практикуемыми старой командой. ….
Одновременно с потерей позиций в алмазном бизнесе угас и якутский «суверенитет», окончательно превратившись в откровенную декорацию.
Борьба между федеральным центром и якутской элитой за контроль над АЛРОСА может рассматриваться как неотъемлемая часть процесса построения специфического госкапитализма в России, процесса, начавшегося с приходом к власти В. Путина. В течение десяти с небольшим лет все сырьевые компании – генераторы бюджета РФ, были поставлены под жёсткий централизованный контроль с помощью наработки соответствующей законодательной базы, а в ряде случаев – с помощью силовых методов. Возможность региональных элит контролировать сырьевой экспорт была практически сведена к нулю, «правильное» поведение владельцев и менеджеров частных компаний определялось отныне возможностью федеральной власти «прислать доктора» в любой момент. Этот простенький эвфемизм, высказанный В. Путиным в 2008 году в адрес угольной компании «Мечел», в моменте обвалил её акции на Нью-Йоркской бирже на $ 5 млрд. Причина? «Мечел» пытался демпинговать на мировом рынке, продавая уголь по ценам ниже внутренних. Это была попытка, вполне самостоятельная, вмешаться в процесс ценообразования на угольном рынке, и она крайне не понравилась контролерам этого рынка, таким, как «Англо-Америкен». А потому была жестко и оперативно пресечена.
Скорее всего, путинский госкапитализм был единственной возможностью избежать политического и экономического разложения России, сохранив её в качестве прозрачного управляемого сырьевого экспортера, и в этом смысле – подлинного наследника СССР. Любые попытки самостоятельной ценовой игры, какими бы мотивами они ни были вызваны, отныне пресекались кремлевским руководством в зародыше. И вряд ли можно отрицать, что номинальные владельцы российских добывающих активов, «олигархи» – всего лишь послушные исполнители воли кремлевского руководства. Впрочем, это вполне достойный способ существования для сателлитов подлинных контролеров мировых рынков. История знает куда более мрачные варианты.
* * *
ЮАР
Создатель алмазной монополии «Де Бирс» и первого неформального надгосударственного элитарного клуба «Круглый стол» Сесил Родс был последовательным расистом и своих убеждений не скрывал. Афоризмы типа: «Учёный негр, господа, это крайне опасное существо!» частенько слетали с его уст, и карьера представителей чернокожего населения в «Де Бирс» тех лет строго ограничивалась уровнем кирки и тачки.
Основатель горнодобывающего гиганта «Англо-Америкен», член «Круглого стола» и президент «Де Бирс» до 1957 года Эрнст Оппенгеймер в публичных выступлениях проблему расовых отношений старался не комментировать, но именно в период его руководства «Де Бирс» режим апартеида в ЮАР был сначала установлен de-facto, а потом и закреплён законодательно.
А вот сын Эрнста – Гарри Оппенгеймер (президент «Англо-Америкен» и «Де Бирс» в 1957—1984 годах) зарекомендовал себя пламенным борцом с режимом апартеида. Представители следующих поколений легендарного клана: Николас Оппенгеймер и его сын Джонатан Оппенгеймер – горячие поклонники «общечеловеческих ценностей», противники сегрегации, борцы с ксенофобией и т. д.
Столь радикальная смена взглядов на расовую проблему, произошедшая среди владельцев эталонного алмазного бизнеса, безусловно, заслуживает внимания хотя бы потому, что позволяет добавить к описанию механизма управления глобальными ресурсными рынками несколько ярких иллюстраций.
Действительно, англо-бурская война стала полигоном, на котором отрабатывались новые тактические схемы ведения боевых действий, новые виды вооружений, новые принципы тотального подавления сопротивления гражданского населения. Но кроме рейдов коммандос, пулемётов, униформы цвета хаки и концлагерей, эта первая война XX века несла в себе новации, которые трудно переоценить. Заказчиком и идеологом войны впервые выступили надгосударственные структуры, ход, а главное – продолжительность боевых действий определялись не военной целесообразностью, а программой долгосрочного планирования, в которой собственно война составляла первый и самый незначительный по времени этап.
Очевидной целью войны был захват корпоративными структурами С. Родса месторождений золота Трансвааля и Оранжевой республики.
Через полгода после начала боевых действий пала столица Оранжевой республики Блумфонтейн, ещё через два с половиной месяца – столица Трансвааля Претория. Регулярная армия буров перестала существовать, города и дороги полностью контролировались англичанами
Но бурское командование развязывает беспрецедентную по длительности, интенсивности и жестокости партизанскую войну. Едва ли не главным инициатором этой совершенно бессмысленной с военной точки зрения акции, гарантировано обреченной на поражение, выступил генерал Ян Смэтс – член «Круглого стола», ученик С. Родса. Если обратиться к мемуарам известных бурских генералов (например, «Война буров с Англией» Христиана Девета), то несложно заметить, что непосредственно в боевых действиях Ян Смэтс участия практически не принимал, однако в штабной и идеологической работе, а особенно – в переговорном процессе с английской стороной его роль трудно переоценить. Весьма распространено мнение, что если бы у Крюгера была ещё пара генералов, подобных Смэтсу, то англо-бурская война закончилась (разумеется, в пользу англичан), толком не начавшись.
На партизанские акции буров англичане закономерно ответили тактикой «выжженной земли», по сути – геноцидом бурского населения: массовыми расстрелами, концлагерями, присвоением статуса «военнопленных» восьмилетним детям. За год этого кошмара в английских концлагерях погибло 26 250 детей и женщин – гораздо больше, чем солдат на полях сражений (боевые потери буров не превышали в целом 6000 человек).
Так была достигнута вторая цель этой войны: буры получили жесточайший урок, надолго отбивший у них желание претендовать на контроль над минерально-сырьевой базой собственной страны. Но захват месторождений и подавление воли буров к сопротивлению отнюдь не являлись конечным результатом проекта – это были лишь стартовые условия. Впереди была кропотливая работа – нужно было создавать и в соответствии с меняющимися обстоятельствами непрерывно модернизировать благоприятную среду развития англосаксонских добывающих корпораций, главной базой которых стала Южная Африка, в этом был залог контроля над глобальными рынками, и это было задачей грядущих десятилетий.
И «дравшийся как лев» против англичан, «перебежчик» и идеолог партизанской войны Ян Смэтс не только не был подвергнут каким-либо репрессиям после заключения мирного договора в 1902 году, но получил ранг вице-премьера и букет министерских постов (министр обороны, внутренних дел, горной промышленности) во вновь созданном Южно-Африканском Союзе (ЮАС – будущая ЮАР), в который вошли захваченные англичанами в ходе англо-бурской войны территории.
Заставить противника вести войну, истощающую его потенциал до уровня, не позволяющего восстановить ни при каких обстоятельствах конкурентоспособность в послевоенном мире: англо-бурская война была «лабораторным экспериментом», продемонстрировавшим такую возможность. И эта же модель много позже была применена к самому грозному конкуренту англосаксонских транснациональных корпораций и контролирующих их надгосударственных структур. Как Смэтс у Крюгера, у Адольфа Гитлера появится свой ближайший советник – член «Круглого стола» Ялмар Шахт. Рейхсминистр экономики и президент Рейхс-банка, он был одним из главных архитекторов Третьего рейха. И одновременно партнером Монтегю Нормана, Эрнста Оппенгеймера, Яна Смэтса и прочих достойных джентльменов по «Круглому столу». Я. Шахт создал мощнейшую финансово-экономическую систему гитлеровской Германии, настолько сильную, что Третий рейх смог на удивление долго противостоять союзникам и это затянувшееся противостояние в конце концов настолько истощило Германию, что она утратила все шансы на долю в контроле над мировыми ресурсными рынками в послевоенном мире. Как главный военный преступник Я. Шахт предстал перед Нюрнбергским трибуналом. Разумеется, он был полностью оправдан.
Экономика и демографический потенциал ЮАС существенно не пострадали в ходе Второй мировой войны. И бурное развитие страны в течение первого послевоенного десятилетия способствовало резкому увеличению добычи алмазов «Де Бирс» (с 1946 года по 1956 год добыча в Африке возросла с 10 млн до 25 млн карат). Масштабное развитие инфраструктуры, технологий, в том числе – горных, высокое качество белой рабочей силы в ЮАС позволили «Де Бирс» совершить качественный рывок и обеспечить набирающую скорость мировую экономику всеми видами алмазного сырья.
Была создана самая развитая в Африке сеть автомобильных и железных дорог, морские порты получили современное оснащение, построены международные аэропорты. Энергетика, машиностроение, автомобилестроение, химическая, пищевая промышленность, сельское хозяйство – в э тих и многих других областях страна стала безусловным лидером континента.
К началу 1960-х годов XX века уровень жизни белого населения ЮАР достиг первого места в мире, а уровень жизни чернокожих – первого места в Африке. Система расовой сегрегации постоянно совершенствовалась, как законодательно, так и в реальной практике.
Именно в это время со стороны представителей неформальных англосаксонских клубов началась жёсткая критика режима апартеида и призывы к «защите прав чернокожего населения Южной Африки».
Причина, в сущности, была проста. Глобальные сырьевые рынки уже полностью перешли под контроль англосаксонских клубов, с исчезновением германского присутствия в Африке никакого реального конкурента на горизонте не просматривалось. СССР привычно занимался братанием с туземными царьками на почве марксистских догм, но в механизмы управления рынками и не думал вмешиваться. В отсутствие реальной угрозы содержание такого мощного защитного механизма, как стремительно развивающаяся ЮАР, становилось накладным. И чем сильнее развивался и совершенствовался этот механизм, тем дороже и потенциально опаснее он становился для своих создателей. Дело было даже не в том, что быстро растущие численность и уровень жизни населения ЮАР увеличивали косвенные издержки «Англо-Америкен» и «Де Бирс», вынужденных повышать зарплаты персоналу, расширять социальные пакеты и увеличивать затраты на инфраструктуру. В ЮАР сформировался широкий слой хорошо образованных, независимо мыслящих, состоятельных граждан, все ветви власти формировались на демократических (в отношении белого населения) принципах, госаппарат был эффективен и практически не коррумпирован, социальные лифты работали безупречно, влияние криминала на власть было минимальным.
При таких предпосылках неизбежно должен был возникнуть с новой силой извечный «бурский вопрос»: «А почему, собственно, население страны и её государственные структуры не принимают ни малейшего участия в управлении финансовыми потоками, формирующимися за счёт эксплуатации недр ЮАР?»
Ответ у англосаксонских клубов мог быть только один: «Апартеид нарушает права чело- века, и он должен быть разрушен».
У авторов этого тезиса вряд ли были сомнения, что приход чернокожих к власти в ЮАР разрушит эффективное государство, превратит процветающую экономику в бардак, уровень преступности и коррупции станет запредельным. Такая перспектива просчитывалась без труда. Как и то, что содержание коррумпированного и безграмотного чёрного правительства обойдётся несравненно дешевле, чем допуск излишне креативных и самостоятельных буров к управлению модельными сырьевыми рынками – алмазным и золотым.
Накачка Африканского национального конгресса (АНК) и «Копья нации» советскими деньгами из Лондона, а оружием и подготовленными боевиками с территории Анголы, Замбии и Танзании постепенно погружали белую ЮАР в кровавый хаос. Силовые структуры ЮАР в ответ были вынуждены усиливать прессинг чёрного населения, что, разумеется, только способствовало разжиганию конфликтов. Но процесс шёл достаточно медленно, в соответствии с принципами давно отработанной англо- саксонскими клубами тактики – белую ЮАР нужно было не просто ликвидировать, нужно было уничтожить малейшие шансы на её восстановление. Проклятый «бурский вопрос» должен был исчезнуть навсегда.
Процесс ликвидации белой ЮАР занял немногим более 30 лет, если начинать отсчёт с 1957 года, когда «Де Бирс» и «Англо-Америкен» возглавил «непримиримый борец с апартеидом» Гарри Оппенгеймер. В 1990 году был легализован АНК и Нельсон Мандела вышел на свободу – de-facto это означало окончательный разгром «надежды белой расы» в Африке.
* * *
В глобальном горном бизнесе 30-летний цикл планирования – это норма. Именно столько требуется на освоение месторождения планетарного масштаба, эксплуатацию его на пике возможностей и безубыточное закрытие. Разумеется, такое планирование с необходимостью включает и политическую составляющую – иначе управление рисками невозможно. Поражающая стороннего наблюдателя чудесная способность англосаксонских клубов к столь долгосрочному планированию несколько утрачивает магическое очарование, стоит лишь признать, что перед нами владельцы и управляющие минерально-сырьевой базой мировой экономики, для которых работа в тридцатилетних циклах – устоявшаяся практика со времен С. Родса. Ни одна политическая партия, ни один традиционный государственный институт не могут эффективно планировать свою работу на столь длительные сроки по очевидным причинам: нет традиции и опыта, нет необходимой информации, а главное – нет движущего мотива, нет экономической необходимости.
Никто не станет отрицать очевидного факта, что в основе реального производства лежат сырьевые товары – углеводороды, медь, железо, алюминий, никель, цинк и т. д., все то, что на биржевом сленге именуется commodities. Мировые цены на commodities номинируются в долларах США – это приз подлинного победителя во Второй мировой войне. Именно это обстоятельство делает доллар настоящей резервной валютой – без доллара биржевая торговля сырьём просто невозможна. В свою очередь, номинация мировых цен на commodities в долларах делает эту валюту бесконечно устойчивой, поскольку её обеспечением являются не ВВП США и какие-либо американские активы, а всё сырье, добываемое на планете. Эта посылка приводит к следующим простым выводам, на которых, на самом деле, и основывается вера в доллар:
– ФРС может «печатать» сколько угодно долларов, они всегда обеспечены;
– размер госдолга США, номинированный, естественно, в долларах, может увеличиваться до бесконечности;
– биржевая торговля commodities за доллары США будет продолжаться до тех пор, пока американская военная машина способна подавлять любые посягательства на этот порядок.
Разумеется, «печать» долларов не является самоцелью – периодическая накачка экономики ликвидностью служит вынужденным средством для устранения проблем неплатежей, «плохих» кредитов, чрезмерных долгов, т. е. фактически средством уменьшения энтропии, неизбежно накапливающейся в результате деятельности мирового хозяйственного механизма. Но задача регулятора по выводу экономики из кризиса не будет окончательно решена, пока «впрыснутая» ликвидность не увеличит потребление и не будет инвестирована в реальный сектор – без этого невозможен рост.
Перелить «напечатанную» ликвидность в реальный сектор или – что то же самое – заставить инвесторов вкладываться в commodities и акции добывающих и так или иначе связанных с майнингом компаний (т. е. в начало всех производственных цепочек) можно, лишь значительно ограничив предложение сырья на рынке. Из Африки – за счёт локальных конфликтов, из России – за счёт модернизации добывающих компаний. Причем для российского бюджета это не должно быть серьёзным ударом, поскольку падение экспорта будет компенсироваться пропорциональным ростом цен на сырьё. Это и есть антикризисное решение, контуры которого проглядывают с каждым днём всё отчетливее.
Идея управления глобальными сырьевыми рынками, сформулированная Сесилом Родсом и обкатанная на рынке алмазов, сегодня является подлинной основой мировой экономики и функционирующей на этом базисе политической надстройки – надгосударственных элитарных структур типа «Бельдербергского клуба». К началу XXI столетия на планете не существует ни одного сколь-нибудь значимого сырьевого рынка, цена на котором определялась бы на основании баланса спроса и предложения. Лондонский «золотой фиксинг», ОПЕК, «бенчмарк» на железорудном рынке, система ценообразования на рыках цветных металлов – все это не имеет ни малейшего отношения к понятию «свободный рынок» и прочим легендам классического капитализма. Ценообразование на глобальных сырьевых рынках – это управляемый процесс с долгосрочным (30 и более лет) горизонтом планирования, осуществляемый в недрах гибких неформальных структур, объединяющих представителей ведущих добывающих корпораций, финансовых институтов и политической элиты. А цена на сырьё – абсолютный инструмент влияния на все производные рынки, вплоть до самого рафинированного хайтека. Поэтому тот, кто контролирует глобальные сырьевые рынки, в конечном счёте, контролирует всю экономику планеты.
Хорошую иллюстрацию такого контроля обеспечивает биржевая торговля.
Во-первых, углеводороды и все «коммодитез» торгуются на основных мировых площадках только за доллары США. Без этого «продукта», производимого ФРС, никто не в состоянии приобрести на мировых биржах ни барреля нефти, ни тонны железной или медной руды и т. д. (ни одного карата алмазов на алмазных биржах – тоже). Пока существует такая практика, приходится признать, что единственная мировая резервная валюта обеспечена не только и не столько ВНП США, а всей планетарной минерально-сырьевой базой. Что, собственно, делает принципиальную устойчивость доллара практически безграничной.
Во-вторых, ничто не свидетельствует убедительнее о призрачности понятия цены как справедливого баланса спроса и предложения, чем биржевая торговля сырьем. В 2008 и 2009 гг. мир изумленно взирал на сумасшедшие ценовые скачки на нефтяном рынке: в течение 3 – 4 месяцев цена падала с $140 до $30 за баррель, а затем вновь взлетала до $100. Совершенно очевидно, что попытка объяснить такие ценовые скачки сокращением или увеличением реального спроса на нефтепродукты лежит за гранью здравого смысла – потребление на таких коротких временных интервалах оставалось практически постоянным. Отчего же так летала цена? Кто ее так гонял? Ах да, проклятые биржевые спекулянты. «Проклятые спекулянты» – это хороший, ёмкий термин. Во всяком случае, ничуть не хуже, чем «международные исламские террористы».
Но кто же является настоящим биржевым игроком? Неужели бесчисленные «лемминги» с парой сотен тысяч долларов (или парой миллионов – в данном случае это один порядок) на брокерском счету, сопящие над премудростями «технического анализа». Нет, это всего лишь «биржевое мясо», в лучшем случае они могут следовать за ценовым трендом, но никак не определять его. Кто же определяет, кто срывает банк? Любой грамотный трейдер скажет: «инсайдер». Тот, кто способен закачать в биржевую игру миллиарды и триллионы и при этом без риска, ибо такими деньгами не рискуют. А это может быть только тот, кто знает (а на самом деле – определяет), насколько увеличит добычу ОПЕК через месяц, когда в Ливии произойдёт «цветная революция», когда племя айджо атакует нефтяные платформы в дельте Нигера и какое решение по учётной ставке примет ФРС в мае следующего года. Вот этот «спекулянт» и определяет ценовые тренды на мировых сырьевых рынках. Остальным рекомендуется изучать классические труды по экономике и верить в то, что «невидимая рука рынка» устанавливает справедливый баланс между спросом и предложением.
Если приглядеться к составам советов директоров корпораций вроде «Эксон Мобил», «Англо-Америкен», BHP Billiton и т. п., можно заметить, что там присутствуют те же лица, что входят в состав банков, образующих ФРС и международные финансовые институты, а также присутствуют на заседаниях надгосударственных «клубов». Это и есть управляющие глобальными сырьевыми рынками – мировой минерально-сырьевой базой. Те, кто определяет цену – на всё, из чего состоит планета.
Управление мировой минерально-сырьевой базой – это основа мировой экономики и основа подлинной власти, всё остальное лишь более или менее значимые надстройки. Со времён Сесила Родса эта модель постоянно эволюционировала: от примитивного монополизма, от линейного диктата цены, от прямого захвата месторождений с помощью государственной военной машины – к гибкому многофакторному влиянию на ценовые тренды с постоянным и быстрым ростом информационной составляющей, с расширением поля производных финансовых инструментов, с подключением «общественных», «некоммерческих» институтов, с перетасовкой политических спарринг-партнеров и созданием новых «империй зла». Модель блестяще доказала жизнеспособность, готовность адаптироваться к стремительно развивающейся цивилизации. Адаптироваться в средствах. Цель же осталась неизменной: кто контролирует глобальные сырьевые рынки, тот правит миром. За это и шла борьба с конца XIX века, это и является поныне объектом пристального внимания со стороны подлинных обладателей власти. …
Неважно, кому формально принадлежит месторождение, неважно, сколько ты можешь добыть, важно – кто и как определяет цену. Если у тебя нет допуска к этому механизму – ты не владелец рынка. Ты лишь сателлит подлинного владельца. И ни вторая, ни третья, ни какая- либо еще экономики мира не являются исключением из этого правила.
Что из того, что Китай является крупнейшим в мире производителем золота и владельцем огромного золотого запаса?
Настоящая цена на золото определяется «лондонским фиксингом» в долларах США в помещении банка Rothschild. И именно здесь определяется – а рентабельно ли вообще добывать золото в Китае и сколько будет стоить золотой запас КНР. Что из того, что Китай – крупнейший мировой производитель стали? Мировая цена на железную руду определяется соглашением Vale (формально – Бразилия, на самом деле – США), Rio Tinto и BHP Billiton. И, в конечном счете, от этой цены зависит – сколько будет стоить китайская сталь и выгодно ли вообще ее будет производить. И так – на всех глобальных рынках.
Может ли положение поменяться, может ли смениться хозяин у минерально-сырьевой планетарной базы? Единственная попытка – германская кончилась неудачей, и с тех пор серьёзного претендента не видно. Но ничто не вечно под луной, династии вырождаются, ошибки накапливаются, и, может быть, детище гениального Родса скончается вследствие роста энтропии. И мир вернется в счастливый хаос, где нет места конспирологии и криптоэкономике, где спрос определяется предложением, а политический процесс – классовой борьбой, где бурлят так понятные «противоречия между трудом и капиталом».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев