Глубокое осознание своих грехов и искреннее покаяние лишено желания оправдаться. Без разницы – в глазах окружающих, перед священником, которому исповедуетесь, или перед собой.
Очень часто приходится слышать не столько признание в грехе, сколько самооправдание: «Я пью, потому что выматываюсь на работе, жена постоянно недовольна, а я не железный», «Я кричу и ругаюсь, потому что характер такой, ничего с этим не поделать» или «Я изменила мужу, потому что он работает вахтовым методом, месяцами не бывает дома» и тому подобное. Разве в этом есть покаяние? Когда человек глубоко в душе оправдывает свои плохие поступки, он не готов исправиться. Согрешив очередной раз, он, точно так же, как на исповеди, постарается обелить себя в собственных глазах, объясняя всё обстоятельствами, фактически снимая с себя вину. Это очень опасная духовная ловушка, о которой предупреждали святые отцы.
Амвросий Оптинский писал: «Самооправдание и обвинение других, правильное ли или неправильное, не успокаивает, а лишь более возмущает дух наш». А святой Ефрем Сирин наставлял: «...Никто да не дерзнет сказать: «Я не согрешил». Кто говорит это, тот слеп, закрыл очи, сам себя обманывает и не знает, как обкрадывает его сатана и в словах, и в делах: то через слух, то через глаза, то через осязание, то через помыслы. Ибо кто похвалится, что у него невинно сердце и все чувства чисты? Никто не безгрешен, никто не чист от скверны, никто из людей не свободен совершенно от вины, кроме Того единого, Кто нас ради обнищал будучи богат (2 Кор. 8: 9)».
Мои дорогие, чтобы перестать оправдывать себя, кивать на плохих людей или обстоятельства, нужно много мужества и духовной зрелости. Первый шаг к этому – осознание, что самооправдание свидетельствует об отсутствии смирения, лукавстве перед Богом.
Священник Антоний Русакевич
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев