Как коммунисты разворовывали драгоценное наследие Российской Империи.
12 февраля 1921года, опубликовано подписанное В.И.Лениным постановление Совнаркома "О составлении государственного фонда ценностей для внешней торговли".
Документ предписывал создание "запаса художественных ценностей и предметов роскоши и старины", которые Наркомат внешней торговли мог использовать для своих коммерческих операций. Эта осуществлявшаяся негласно в 1920-1930-х годах практика приобрела широкий размах, и многие ценные произведения искусства, ранее принадлежавшие России, были разворованы и оказались в зарубежных музеях и частных коллекциях.
К началу ХХ века в России была богатейшая коллекция произведений искусства, которую собирали – покупали и получали в дар русские цари. Императорский дом покупал шедевры и хранил. Ну, и подарки, конечно. Коллекция была уникальной. Потрясали качеством и коллекции частных лиц, коллекционеров и меценатов.
Большевикам попали в руки потрясающие собрания сокровищ.
Первую попытку продать драгоценности Романовых большевики предприняли в мае 1918 года. Тогда в Нью-Йорке на таможне задержали двух приезжих с драгоценностями (стоимостью в 350 тысяч рублей), принадлежавшими дочери Александра III Ольге.
В 1920 г., советская власть организовала хранилище царских сокровищ. Правда, прежде, чем хранить, большевики собирались… пошерстить. Разграбить.
Главной задачей Гохрана было не хранение собранных сокровищ, а их «обезличивание» и «реализация». Большевикам нужны были деньги на разжигание пожара мировой революции и поддержку своей власти в разорённой стране. В ход пошли императорские ценности. Теперь большинство огромных богатств царской семьи широкой публике недоступно. Они осели в частных коллекциях.
Шокируют подробностями того с каким цинизмом Ленин, Троцкий и Сталин распродавали российские художественные сокровища.
Прежде всего, большевики разграбили церкви. Потом они взялись за короны, диадемы, ожерелья и яйца Фаберже. И, в конце концов продали полотна старых мастеров из музея «Эрмитаж»…
Во второй половине 1920 года Советское правительство затопило международный арт-рынок сокровищами из музеев страны.
Такой крупномасштабный поток в истории мировой культуры никто нигде никогда не видел.
Сокровища из Алмазного фонда, Кремля, Эрмитажа и Третьяковской галереи были проданы или проданы непосредственно миллионерам из США и Европы.
«Были люди разные. Арманд Хаммер был дьявольской фигурой. Мне сказали, что было страшно быть с ним в одной комнате.
Он организовал продажу русского антиквариата (за что советское правительство дало ему 10-процентную комиссию), организуя продажу «Романовских сокровищ» (которые фактически не имели отношения к имперской семье) в крупнейшем универмаге Нью-Йорка, лорд И Тейлор», — сказала историк Наталья Семенова
Королевские короны и бриллианты, иконы и другие религиозные объекты, редкие картины и скульптуры были проданы навалом для министра финансов США Эндрю Меллона, нефтяного магната Калуста Гулбенкяна, а также посла США Джозефа Дэвиса и его жены Марджори Пост. Многие художественные работы позже стали гордостью музеев всего мира — от Мет и Хиллвуда в Вашингтоне, в Музей Калуста Гулбенкяна в Лиссабоне.
Пропажа последней коллекции яиц Фаберже — загадка века. К каждой Пасхе Фаберже делал яйца для всей царской фамилии. Работа огромная! Фактически она начиналась чуть не за год. По идее, к весне 17-ого коллекция была готова.
Но! В феврале Николай отрекается от престола. Коллекция остается «неподаренной». Где она? Что с ней? Неизвестно. Официально- ее и не было. Тогда откуда известно, что одно яйцо называлось » Бедуин», а другое» Соловей»?
Например «Зимнее» — ювелирное яйцо, одно из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи. Создано по заказу императора Николая II в подарок его матери, Марии Фёдоровне, на Пасху 1913 года.
Хранится в Катаре, в коллекции эмира.Это самое дорогое яйцо из всех, заказанных Романовыми.
Также оно являлось самым дорогим императорским яйцом Фаберже ($9,5 млн), до тех пор, пока на аукционе «Кристис» не было продано «Ротшильдовское» яйцо за $18,5 млн.
Огромная партия драгоценностей (9 кг!) была продана торговому агенту Вейсу, а в 1927 г. они оказались на аукционе «Кристи» в Лондоне. Было продано около 120 коронных ценностей. И среди них — уникальной красоты жемчужная диадема и венчальная корона последней императрицы Александры Фёдоровны.
В 1920-х гг. имущество из дворцов царской семьи вагонами отправляли на Запад. Советское правительство в официальной прессе оправдывало эти сделки тем, что вырученные средства пойдут на нужды индустриализации.
Однако годы экономического кризиса были не самыми лучшими для массовой торговли антиквариатом — аукционы шли вяло и приносили совершенно ничтожные суммы.
В эти фатальные для русского ювелирного искусства годы в плавильных печах Гохрана тонны серебряных изделий были превращены в слитки.
Пока в Лондоне продавали коронные драгоценности, заведующий Оружейной палатой Дмитрий Иванов (он также участвовал в каталогизации драгоценностей Романовых в 1922 году) умолял чиновников вернуть из Гохрана предметы музейного значения. Тщетно. В начале 1930 года стало известно о предстоящих изъятиях из музеев вещей для продажи за границей, а Иванов не выдержал — покончил жизнь самоубийством.
А потом, практически покончив с русским ювелирным искусством, эти дикари добрались до шедевров мировой живописи, что стало настоящей трагедией для сотрудников Эрмитажа.
Еще Ленин писал о том, что предметы искусства нужно распродать, причём сделать это необходимо «архибыстро». Эту чрезвычайно «практическую» идею в дальнейшем обеими руками поддержал и товарищ Сталин.
Для подобных целей была организована специальная контора под названием «Антиквариат». И через неё за рубеж весьма расторопно «уплыли» самые знаменитые шедевры живописи, начиная Рембрандтом и заканчивая Рубенсом. Сопротивляться подобному «развесёлому» предпринимательству в Эрмитаже было некому. Так началась одна из самых позорных страниц в истории СССР — сталинская распродажа картин 1929 — 1934 годов.
Большевики с невиданным размахом продавали за границу бесценные картины, иконы, драгоценности — об этом давно известно. Но мало кто даже может представить себе истинные масштабы этой распродажи и масштаб ущебра русской культуре, нанесенный коммунистическим режимом.
В 1917-1923 годах продано: 3 тыс. каратов бриллиантов, 3 пуда золота и 300 пудов серебра из Зимнего дворца; из Троицкой лавры — 500 бриллиантов, 150 пудов серебра; из Соловецкого монастыря — 384 бриллианта; из Оружейной палаты — золотого и серебряного лома 40 пудов. Но продажа русских церковных ценностей никого от голода не спасла: рынка на них в Европе не было. Полученный доход составил 4,5 тыс. рублей. На покупку хлеба для голодающих потратили 1 тыс., все остальное ушло на расходы и продуктовое довольствие самих комиссий по изъятию.
В 1925 году каталог ценностей императорского двора (короны, венчальные венцы, скипетр, держава, диадемы, ожерелья и другие драгоценности, в том числе знаменитые яйца Фаберже) разослали всем иностранным представителям в СССР.
В 1928 году из Алмазного фонда были изъяты семь «малоценных» яиц Фаберже и еще 45 предметов. Все они были проданы в 1932 году в Берлине. Из почти 300 предметов в Алмазном фонде остался только 71.
К 1934 году Эрмитаж лишился около 100 шедевров живописи старых мастеров. Мебель, серебро и произведения искусства продавались десятками тысячами. Фактически музей оказался на грани гибели. Из Музея новой западной живописи были проданы четыре картины французских импрессионистов, из Музея изящных искусств — несколько десятков полотен. Третьяковская галерея лишилась части икон.
И это только официальные советские данные.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев