«Где моё детство?
Юности пора?
Никуда не деться:
Это всё вчера».
( Ирина Дробышева, г..Уварово ).
На моём столе репродукция удивительно тёплой, душевно тёплой картины «Устный счёт». Нарисовал её в самом конце 19 века художник Богданов-Бельский Николай Петрович (1868-1945гг).
Какие же незабываемые впечатления давно ушедших лет, но памятных на всю жизнь, пробуждает картина! Это же моя послевоенная школа!
Мы были не в лаптях, но бедность непередаваемая, как и на картине, ученики такие же разновозрастные, учитель наш был не таким интеллигентом, как у художника на полотне ….
Закрываю глаза, от всего сегодняшнего отключаюсь и «вижу» свою школу: бедная, маленькая избёнка на курьих ножках, четыре маленьких окошка на юг, соломенная крыша. Парты, видавшие виды, доска на стене между окон. За дощатой перегородкой жена учителя, мать двоих детей, постоянно она кашляла, стонала. Два голопузых ребёнка на полу, резвящийся кот, вдруг начинающий истошно орать без видимой причины, непременное «украшение» наших уроков.
Наш хромоногий учитель всегда рассерженный, бедно одетый и наша бедная классная комната. В ней восседали за партами сразу четыре класса, первачки- слабаки и великовозрастные ребята в третьем, четвёртом классах. Они не учились в годы войны и теперь «грызли науку».
Вспоминаю теперь, это был какой то ужасный спектакль. Переростки ( так их называли), кажется, ничем не занимались, им всегда было весело. Парты их стояли за углом перегородки и учителю было плохо видно, как теперь понимаю, к взаимному удовольствию и переростков, и учителя. Он явно не в состоянии был призвать их к порядку.
Не случайно, так близка мне картина, отчётливо помню урок устного счёта, хотя и прошло более 60 лет. Я не понимал, как это считают люди, был убеждён, они просто угадывают. И так как мне редко удавалось угадать, то в ожидании кары, спешил выпалить на вопрос учителя первое, что приходило в голову.
« К пяти прибавить два, сколько будет?»- грозно спрашивал меня злой учитель. Если бы я и умел считать, вряд ли бы правильно ответил, от испуга во мне всё замирало, не способен был мыслить.
Как можно быстрее спешил ответить: « Девять!»
« Садись, балбес! Тебя, пенька, не научишь!»
И начинался «спектакль», « выпускники» хохотали, с удовольствием комментировали. За стеной стонала жена учителя, открывали драку, ползающие на полу дети учителя, кошка начинала орать, учитель её ловил «за шкирку» и выбрасывал в коридор…
А со стены с портрета на меня укоризненно смотрел сквозь очки добрый старичок с седой бородкой. Потом узнал, это Михаил Иванович Калинин.
Не помню, что я писал в тетради, очевидно, что- то ужасное. Мой учитель с таким нажимом ставил « кол», что рвал лист.
Были у нас уроки пения, всеми нами любимые и ожидаемые. По всему было видно, пение любил и наш учитель. Урок пения часто повторялся.
Брал он в руки мандолину, садился на стол и мы с упоением, с азартом пели-орали : » Сенька рыжий был злодей, мучил кошек, бил детей…».
Учитель наш рыжий и для нас эта песня была, конечно, о нём.
В посёлке о нём говорили: «Ни кола, ни двора!». Другого подобного бедняка не было и среди всех бедных. Он ничего не имел, у него даже огорода не было, но его никто не осуждал. Видели, понимали, сочувствовали какая обуза у него на шее, да и сам больной.
Ему старались помогать, кто, чем мог: кто ведро картошки даст, кто горшок молока принесёт или шматок сала. Учитель с благодарностью принимал.
Человек он был не общительный, вёл уединённый образ жизни.
Как теперь понимаю, не был он учителем ни по образованию, ни по призванию. Да и не было у него условий заниматься этим сложным и чрезвычайно ответственным делом…
В посёлке тогда всем казалось, что лучше и не может быть.
« Какая это школа? Под соломенной крышей и с дымящей печкой, сизым угарным газом! Да разве здесь будет работать настоящий учитель! Кто сможет призвать к порядку этих неслухов?!»…
Во втором классе меня встречала молодая, красивая и энергичная учительница. Перед началом учебного года у каждого ученика дома побывала, с родителями познакомилась. Это произвело впечатление: « Культурная! Обходительная! Не вздумайте ей грубить!»-внушали родители. Всё как то переменилось быстро к лучшему. Стали заниматься в две смены. Появились перемены, игра в лапту, походы в лес…Глобус появился…Индивидуально стала заниматься с отстающими…В школе стало интересно учиться. Обстановка стала доброжелательной…Мы стали любить свою школу и нашу молодую учительницу, играли с ней в лапту, прощали ей, что она совсем не умела играть, что нам доставляло удовольствие.Уважали её в посёлке. Она стала авторитетным человеком…
Как много зависит от человека!
Прошли годы. Стал я чиновником, по теперешней терминологии, со служебным автомобилем. Однажды в лютый морозный день в поликлинике встретил своего учителя, не научившего меня устному счёту, ничему не научившего. Был он в резиновых сапогах, в шапке с завязанными «ушами» и, по моему, ещё тех времён плаще… Поздоровался. Рассказал, кто я есть. Не вспомнил меня учитель, никакой реакции на лице. То ли забыл, то ли не желал вспоминать.
Водитель моей машины подвёз его до неблизкой деревни, где он тогда жил…
Время было трудное, послевоенное и оно многое объясняет. Всем было трудно, во всём недостаток, в том числе и настоящих учителях.
Не называю имени этого человека. Он сделал всё, что мог в те нелёгкие года, как умел, боролся со своей тяжёлой судьбой.
Ещё не известно, лучше ли бы справились с подобной судьбой мы с вами.
Не сломались бы, как многие теперь ломаются, попадая в плен водке?
А я долго рассматриваю добрую картину «Устный счёт».
Большое счастье, если начинающему жить человеку, встречается, посылает судьба настоящего учителя. Мир тогда передним широко распахивает свои двери, открывает глубинные тайны. С его терпеливой помощью можно одолеть любой « устный счёт».
Такой учитель навсегда остаётся в памяти, а человек чувствует обязанным за науку жизни.
Ноябрь 2012 года. Октябрь 2024 года.
PS.Сегодня знаменательный день и уместно вспомнить прославленного человека, успешного педагога Рачинского Сергея Александровича. Это его изобразил в образе педагога художник в картине "Устный счёт"
О нём писал царю Александру 3 Константин Победоносцев:
«Вы изволите припомнить, как несколько лет тому назад я докладывал Вам о Сергее Рачинском, почтенном человеке, который, оставив профессорство в Московском университете, уехал на житьё в своё имение, в самой отдалённой лесной глуши Бельского уезда Смоленской губернии, и живёт там безвыездно вот уже более 14 лет, работая с утра до ночи для пользы народной. Он вдохнул совсем новую жизнь в целое поколение крестьян… Стал поистине благодетелем местности, основав и ведёт, с помощью 4 священников, 5 народных школ, которые представляют теперь образец для всей земли. Это человек замечательный. Всё, что у него есть, и все средства своего имения он отдаёт до копейки на это дело, ограничив свои потребности до последней степени»...
В 1861 году Сергей Александрович Рачинский построил школу для крестьянских детей, сделав её попечителями старшего сына Владимира и дочь Варвару, которые и стали в ней первыми учителями. В ней позднее начал учительствовать Сергей Александрович. В 1871 году открылось народное училище в селе Сергиевка Вяжлинской волости Кирсановского уезда Тамбовской губернии, учредительницей и попечительницей которого стала двоюродная сестра Сергея Александровича — Софья Сергеевна Чичерина (урождённая Боратынская). К 1891 году в училище насчитывался 91 ученик, среди которых был будущий архиепископ, православный, подвижник,духовный писатель Вениамин (Федченков)
Богданов-Бельский "Устный счёт"
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 2