«Конструкторы Московского завода малолитражных автомобилей стояли возле машин навытяжку. В Кремле вождю показывали опытные образцы советской автомобильной техники. Впереди шел Сталин, за ним — зампред совнаркома Микоян и председатель Госплана Вознесенский. Среди других машин был и Москвич 400-422, фургончик с деревянным кузовом. «Чтобы сэкономить стальной прокат, московские конструкторы решили использовать дерево», — шепнули вождю. Сталин кивнул. Значит, можно готовиться к серийному производству».
Так в 1947 году МЗМА взялся за производство «Москвича»-400-422, получившего в народе прозвище «Буратино» в честь персонажа знаменитой детской повести А. Толстого, вышедшей в СССР в 1936г. (советская адаптация известной остальному миру сказки «Пиноккио»). «Москвич»-400-422 получил такое прозвище потому, что имел деревянный кузов. Каркас кузова собирался из берёзовых брусьев, а обшивался фанерой. В США в то время были в моде автомобили с деревянными элементами кузова.
Легковые машины с деревянными кузовами — это целый пласт автомобильной истории. Такие кузова были популярны прежде всего в США, но их выпускали также в Англии, Италии и других европейских странах. Из дерева строили седаны, кабриолеты, купе, но чаще - универсалы и фургоны. В нашей же стране он представлен всего одной моделью. От выпуска других типов кузовов по ряду объективных причин отказались, а вот утилитарный фургон пришелся кстати.
Такие машины американцы ласково называли "woody", но в СССР появление столь необычного и по-своему стильного автомобиля было отнюдь не данью моде. Это была необходимость. Совсем недавно отгремела разрушительная война и единственный советский производитель холоднокатаного стального листа комбинат «Запорожсталь» до сих пор не был до конца восстановлен. Поэтому, чтобы сэкономить на стали, на МЗМА решили использовать дерево. В производстве одного автомобиля использовалось более 200 деревянных деталей и сборка «Буратино» была трудоёмкой задачей. В частные руки автомобиль не попадал, а наибольшее количество этих деревянных фургончиков было приобретено Министерством Связи СССР для перевозки почты и контейнеров с монетами для телефонов-автоматов. «Москвичи» по прозвищу «Буратино» изнашивались достаточно быстро и главной причиной было превышение допустимой грузоподъёмности автомобиля. Особенно тяжко доставалось машинам, забиравшим монеты из телефонов-автоматов: при перевозке такого груза слишком велик был соблазн использовать весь объем грузового отделения. В этом случае «Буратино», скрипя древесиной и приседая на рессоры, покорно принимал на борт 650 кг пятнадцатикопеечных монет.
Несмотря на долговечность агрегатов шасси, дешевизну запчастей и ремонтопригодность кузова, ввиду довольно интенсивной эксплуатации до наших дней дожили лишь считанные экземпляры, попавшие в частные руки.
Москвич»-420-422 был построен на шасси базового седана«Москвич»-400 и обладал фактически теми же характеристиками, что и исходная модель.
В автопробеге завода Москва—Баку—Симферополь—Москва участвовало шесть Москвичей, включая «деревянные» универсал и фургон.
«Четырехсотый» двигатель имел степень сжатия 5,8 единиц и работал на бензине с октановым числом 66. Его мощности в 23 л. с. при 3400 об/мин вполне хватало, чтобы на ровном шоссе машина шла со скоростью 90 км/ч.
Первые Москвичи ещё изредка бегали по дорогам СССР даже в конце 1980-х, и использовали их отнюдь не любители ретро-техники, а обычные советские граждане: возили на "дачу" пиломатериалы и мешки с цементом, а в обратный путь умудрялись загрузить видавшую виды малолитражку мешками с картошкой - "четырёхсотый" Москвич был обычным автотружеником в стране, голодной до автомобиля. Частники десятилетиями умудрялись поддерживать на ходу даже уезженные в хлам и списанные с автобаз ещё в конце 1950-х Москвичи 400-422. Но живых деревянных фургонов в условиях такой эксплуатации до XXI века дожило немного - большинство из наших современников видело эти машины только на фотографиях, рисунках Александра Захарова, да в музеях - несколько лет назад такую машину восстановили в количестве 2-х штук.
Представленный образец был нами найден в Пятигорске в первозданном виде с отлично сохранившимся деревянным кузовом и по желанию заказчика был передан нам на ответственное хранение. Москвич «Буратино» является уникальным экспонатом, дошедшим до наших дней в комплектной сохранности, имеющим полный пакет документов.
В работе с данным автомобилем перед нами стояла нелегкая задача остановить идущие процессы коррозии металла и гниения древесины и законсервировать данный автомобиль в своем первозданном виде для потомков. Огромный многолетний опыт позволил разработать нам специальные составы и создать условия хранения, делающими процесс сохранения вечным.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ: Длина, мм – 3855; Ширина, мм – 1400; Высота, мм – 1555; Масса, кг – 860; Максимальная скорость, км/ч – 80; Грузоподъемность, кг – 200; Двигатель – бензиновый; Объем двигателя, см3 – 1074; Мощность, л.с. – 23; Кол-во цилиндров – 4; Клиренс, мм – 200; Годы выпуска – 1947-1954; Год выпуска – 1952; Тираж, экз. – 11129.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 2