23 (11) сентября 1854 года между Константиновской и Александровской батареями были затоплены семь устаревших кораблей, через пару месяцев еще два.
В феврале 1855 года была проложена вторая линия мачт, выступающих из воды. От Михайловского форта на Северной стороне до Николаевской батареи на Южной было затоплено еще шесть судов."
"После Альминского сражения утром 9 сентября начальник штаба флота вице-адмирал Корнилов собрал Военный совет флота. На совете он предложил незамедлительно атаковать неприятельский флот, стоявший у мыса Лукулл. По его мнению, в случае успеха можно было уничтожить вражеские корабли, а в случае неудачи — сцепиться на абордаж, взорвать себя и часть флота союзников. В героической гибели он видел спасение Севастополя.
Шансов на победу у Черноморского флота в морском сражении не было. Если союзники располагали 21 линейным кораблем (в том числе восемью винтовыми) и 33 пароходами, то у русских было 14 линейных кораблей, которые без попутного ветра даже не могли выйти из бухты.
Понимая начальника штаба, большинство командиров кораблей предлагали другой план. Преградить путь неприятелю и спасти город можно было, затопив корабли поперек бухты. Узнав оба мнения, Меншиков согласился с Военным советом. Корнилов, который был категорически против такой жертвы, подчинился приказу главнокомандующего армией.
Кстати, о подобном выходе думали еще в августе 1854 года. Тогда провели эксперимент — пустой купеческий бриг пустили плыть по бухте под выстрелами береговых орудий. И все были неприятно удивлены, когда судно благополучно село на мель на противоположной стороне, получив лишь незначительные повреждения. А в фортах от учащенных выстрелов появились трещины.
Корабли — на дно, моряки — на бастионы
Корабли топили ночью, стреляя в них из пушек. Моряки плакали, глядя, как они скрываются под водой. 11 сентября 1854 года в воду погрузились семь судов — пять линейных кораблей и два фрегата (линейные корабли «Силистрия», «Уриил», «Селафаил», «Три Святителя» и «Варна», фрегаты «Сизополь» и «Флора»). Между Константиновской и Александровской батареями остались торчать только верхушки мачт.
Но вскоре осенние штормы стали разрушать необычное заграждение. Поэтому:
5 ноября на месте разломившегося корабля «Силистрия» затопили 84-пушечный «Гавриил»,
14 декабря — корвет «Пилад», а в ночь на
13 февраля 1855 года появилась вторая линия между Михайловской и Николаевской батареями.
Тогда пошли на дно линейные корабли «Двенадцать Апостолов», «Святослав», «Ростислав», фрегаты «Кагул» и «Мессемврия», через три дня — фрегат «Мидия».
Боевой ценности они уже не представляли — орудия давно были сняты и отправлены на батареи, а сами корабли использовались в качестве временных плавучих госпиталей. Орудия с судов свозились пароходами на берег, откуда до батарей 200-пудовые пушки переносились буквально на руках, потому что лошади порой не могли сдвинуть такой груз.
Именно благодаря тяжелым морским орудиям, снятым с кораблей, Севастополь успешно отражал бомбардировки и штурмы противника. Из расформированных экипажей кораблей в состав сухопутного гарнизона влилось более 10 тысяч моряков, сыгравших огромную роль в обороне города.
В ночь с 27 на 28 августа 1855 года во время перехода на Северную сторону были затоплены остатки ЧФ: 7 линейных кораблей, фрегат, корвет и 5 бригов.
Таким образом, за исключением фрегата «Коварна», транспорта «Березань» и еще нескольких более мелких судов, погибших от огня союзной артиллерии, в течение осады все остальные суда (всего 91) затопили сами моряки-черноморцы.
Английский адмирал рвал волосы
Известие о затоплении судов поперек рейда поразило союзников. Английский адмирал с досады рвал на себе волосы, а командующий французским флотом позже писал, что если бы русские не заградили вход в бухту, союзный флот после первого же боя проник бы туда.
Подводная «стена» срывала планы союзников. И в конце октября 1854 года на корабле «Принц» из Англии в Балаклаву прибыло секретное оборудование для подрыва подводной части заграждения. Однако мины и водолазное снаряжение погибли вместе с доставившим их судном в бурю 2 ноября 1854 года." - Егор Донской.
#КалендарьЗначимыхСобытийФлота
День памяти о затоплении кораблей в Севастополе
23 (11) сентября 1854 https://www.facebook.com/groups/164922928292863/permalink/436130684505418/ #КаютКомпания #МорскаяКоллегия
В Севастополе? или планируете? обязательно посетите наш музей ВМФ: www.wardroom.ru/museum
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев