Как стало известно, проект создания легкого многоцелевого турбовинтового самолета «Байкал» может быть заморожен. Это связано с конструктивными проблемами самолета, на устранение которых, может потребоваться до 5 лет. В качестве временной альтернативы в программе поставок до 2030 года рассматривается ремоторизированный Ан-2. Производство необходимого для этого двигателя обойдется, по оценкам Объединенной двигателестроительной корпорации, в 1,8 млрд руб, в то время как доработка «Байкала» в 5 раз дороже.
Туман над «Байкалом»
Как стало известно, Минпромторг решает вопрос с ремоторизацией Ан-2 на фоне проблем с легким многоцелевым турбовинтовым самолетом «Байкал» (ЛМС-901), который должен был занять нишу устаревшего «кукурузника». Сразу несколько источников в отрасли, в том числе близких к Уральскому заводу гражданской авиации (УЗГА), настаивают, что судьба проекта «Байкал» пока не решена. Осенью сообщалось, что сроки поставок будут сдвинуты на 2026 год. Но по данным собеседников, самолет требует конструктивных доработок с реалистичным сроком исполнения от 3 до 5 лет.
При проектировании самолета был допущен ряд «драматических ошибок, которые окончательно вскрылись только сейчас», утверждает близкий к Минпромторгу собеседник: «Самолет фактически нужно собирать заново».
Он и трое других источников отмечают, что выявлены проблемы с устойчивостью на малых скоростях, высокими усилиями на штурвале, а также необходимость увеличения хвостового оперения, переноса хвостового колеса и переработки шасси.
На доработку самолета УЗГА запросил у Минпромторга дополнительное финансирование (по данным около 10 млрд руб.). Одобрено ли выделение средств, неизвестно. Один из близких к Минтрансу источников полагает, что программу «Байкала» могут «безболезненно закрыть», после того как будет найдено альтернативное решение: «Возможно, заводу позволят сконцентрироваться на "Ладоге" и "Освее" (российско-белорусский проект), до вывода которого на рынок долетает Ан-2». Источник, близкий к Минпромторгу, сообщил, что речь может идти не об окончательном сворачивании программы, а о передаче производства в S7 Group. Решение рассмотреть такую возможность зафиксировано по итогам совещания в Минпромторге в конце декабря. В аппарате Юрия Трутнева, который предлагал найти «Байкалу» другого подрядчика, перенаправили вопросы в Минпромторг. В ведомстве и УЗГА не ответили, будет ли продолжена работа над «Байкалом».
Объединенная двигателестроительная корпорация по поручению Минпромторга займется возобновлением производства двигателя ТВД-10Б для самолета Ан-2.
На эти цели, по оценкам ОДК, которые приводят источники, потребуется около 1,8 млрд руб. Близкий к «Ростеху» источник подтвердил работу над ТВД-10Б, но в самой госкорпорации и ОДК не стали комментировать ситуацию.
Советский турбовинтовой двигатель ТВД-10Б был разработан в Омске в 1965 году. Он производился для Ан-28, на смену ему должен прийти ВК-800 производства УЗГА. Сроки серийных поставок ВК-800 пока под вопросом, в связи с чем было принято решение о восстановлении ТВД-10Б на площадке филиала «ОДК-Сатурн» в Омске. Глава СибНИА (действующий разработчик Ан-2) Владимир Барсук уточнил, что сейчас институт прорабатывает возможность установки на Ан-2 уже эксплуатирующихся ТВД-10Б до восстановления производства в Омске. Оно, по его данным, может потребовать около полутора-двух лет.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 6