).
Прп. Феодосий был главой и водителем тех, кто подвизался в общежительных монастырях в Палестине. Он озарил мир, подобно звезде, и просиял в вечности на духовном небосклоне. Святой родился около 423 г. в каппадокийском селении Гариссос. Благочестивые и богобоязненные родители внушили ему любовь к святым добродетелям и прилежание к чтению Священного Писания. Еще в раннем возрасте будущий подвижник стал чтецом. Он любил размышлять над историей Авраама – образцом всех странников из любви к Господу (Быт.12) – и над словами Евангелия, которые повелевают оставить родственников, богатство и друзей, чтобы наследовать жизнь вечную (Мф.19:29). Охваченный божественным ревнованием, он решил исполнить это повеление и отправился в Иерусалим. Проходя через окрестности Антиохии, юноша захотел взять благословение у прп. Симеона Столпника [1 сен.]. Старец приветствовал его еще издалека словами: «Хорошо, что ты пришел, человек Божий Феодосий!» Прп. Симеон позволил ему взойти на столп, ласково обнял и предсказал, что Феодосию предстоит стать пастырем огромного стада духовных овец. Поклонившись святым местам, преподобный пришел в Иерусалим и задумался, как начать подвижническую жизнь. Он безусловно стремился к уединению, но его предупредили, что опасно вступать в борьбу с невидимыми врагами, не получив прежде нужных для этой битвы навыков у опытного наставника. Тогда прп. Феодосий стал искать такого учителя и нашел одного старца, родом из Каппадокии, по имени Лонгин. Тот блистал всевозможными добродетелями среди монахов, служивших в храме Воскресения (спудеев). Получив наставление исполнять в послушании, подобно Христу, только волю Бога Отца и мудро различать добро и зло, прп. Феодосий в одиночестве поселился в церкви, расположенной на пути в Вифлеем. Богатая благочестивая основательница этого храма пожелала поставить прп. Феодосия во главе монашеской общины. Однако он удалился в пещеру на пустынном холме, где, по преданию, волхвы, пришедшие поклониться Богомладенцу, останавливались на обратном пути. Здесь прп. Феодосий всей душой ревностно устремлялся к Небу и забывал обо всем земном, очищал душу неустанным умерщвлением соблазнов плоти и целыми ночами простаивал в непрестанной молитве и пении псалмов, привязав себя веревками к потолку пещеры. Он пробыл здесь тридцать лет, ни разу не вкусив ни кусочка хлеба и питаясь только финиками, бобами и кое-какими травами, росшими вокруг пещеры. Слава о его подвигах и божественном житии вскоре стала привлекать к пещере множество учеников. Вначале он взял только шестерых, затем двенадцать, а потом стал принимать всех, кого посылал к нему Господь. Св. Феодосий учил их прежде всего постоянно держать в уме памятование о смерти как основу жизни во Христе. Однажды он велел ученикам выкопать большую могилу и сказал: «Вот могила готова. Кто из вас хочет обновить ее?» Тотчас один священник по имени Василий пал на колени перед преподобным и просил его благословения, чтобы первым отойти ко Господу. Тогда Феодосий приказал служить по нем поминовение, как служат и доныне по усопшему, на третий, девятый и сороковой день. На сороковой день Василий преставился. В течение следующих сорока дней прп. Феодосий духовными очами видел его стоящим среди братий во время пения псалмов. Однажды, в канун Пасхи, у иноков совсем не было пищи и даже хлеба, чтобы служить Божественную литургию. Они весьма обеспокоились. Прп. Феодосий удалился в уединенное место, чтобы сосредоточиться, и посоветовал им возложить надежды на Господа. В ту же ночь к дверям монастыря пришли два мула, нагруженные припасами, которых хватило до Пятидесятницы. Скоро пещера стала слишком тесной для постоянно растущего количества учеников. Богатые друзья, готовые помочь любыми пожертвованиями, стали уговаривать святого выбрать подходящее место, чтобы основать большой монастырь и исполнить пророчество прп. Симеона. Феодосий вначале колебался, боясь лишиться плодов уединенной жизни, но затем решил, что с Божией помощью сможет и сохранить душу в невозмутимом покое, и в то же время вести по пути спасения большое число людей. Тогда он взял кадильницу, наполнил ее углями и пошел прямо вперед, молясь Господу, чтобы Он сам возжег благовоние в подходящем месте. Господь даровал это знамение Своему служителю в месте, расположенном примерно в семи километрах от Вифлеема. Там вскоре были возведены просторные братские корпуса с мастерскими и всем необходимым, чтобы освободить братию от необходимости отвлекаться на общение с внешним миром. К этому евангельскому городу со всех сторон примыкали различные постройки: одна гостиница для приходящих монахов, другая для бедных и нищих, больница для недужных, богадельня для пожилых монахов и приют для душевнобольных. Прп. Феодосий был всем для всех: оком для незрячих, опорой для хромых, укрытием для бездомных, покровом для нагих. Он сам заботился о тех, кто страдал от отвратительных язв, и ласково обнимал прокаженных. В те времена частых неурожаев бедняки стекались в монастырь в таких больших количествах, что иногда их кормили до ста человек в день. Господь часто приходил на помощь братиям и совершал чудеса, умножал хлеб и съестные припасы. В общине подвизались монахи разных национальностей, и число их превышало четыреста человек. Поэтому в стенах обители прп. Феодосий велел построить четыре церкви: в одной хвалы Богу возносились по-гречески, в другой – по-сирийски, в третьей – по-армянски, а четвертая церковь предназначалась для душевнобольных и одержимых. Семь раз в день к Небу возносились песнопения в согласном созвучии разных языков. После чтения Евангелия братия собирались в греческой церкви и вместе совершали святую Евхаристию. Прп. Феодосий был для всех как отец, о каждом заботился, являя и примером, и наставлением живой образ Христа. По смерти Геронтия, игумена монастыря, основанного прп. Меланией [31 дек.], патриарх назначил прп. Феодосия архимандритом и главой всех насельников общежительных монастырей, а прп. Савва [5 дек.] был поставлен во главе отшельников и тех, кто жил в лаврах. Святых Савву и Феодосия объединяло величайшее милосердие. Они часто встречались и беседовали о духовных предметах и сообща боролись с еретиками. В это время (513) Церковь действительно переживала нестроения, поскольку император Анастасий встал на защиту монофизитов, противников Халкидонского Собора. Он низложил Иерусалимского патриарха Илию [20 ян.], на его место поставил еретика и попытался привлечь на его сторону всех выдающихся представителей палестинского монашества, в первую очередь прпп. Феодосия и Савву. Феодосий, по смирению, позволял противоречить себе и был готов уступить во всем, однако в том, что касалось Бога и святого учения Церкви, был непоколебим. Он собрал всех обитателей пустыни и объявил, что настало время кротким стать воинами (Иоил.3:10). Преподобный написал императору письмо, в котором заявлял о твердом решении монашествующих хранить верность учению святых Вселенских Соборов до последней капли крови. Анастасий был впечатлен таким мужеством и на некоторое время ослабил преследования, но вскоре они начались с новой силой. Тогда прп. Феодосий пришел в храм Воскресения и с амвона возгласил: «Кто не почитает четыре Вселенских Собора, как и четыре Евангелия, да будет анафема!» Затем во главе процессии монахов он обошел город, укрепляя народ в вере словами и чудесами. По приказанию императора он был отправлен в ссылку. Двумя годами позже, когда на трон взошел Юстин I (518), склонявшийся к Православию, прп. Феодосий вернулся в свой монастырь. Мир был восстановлен, и святой продолжал распространять Божию благодать среди людей. Благословляя одно пшеничное зернышко, он наполнял хлебом целый амбар, исцелял неизлечимые болезни, разрешал бесплодие у женщин, прогонял тучи саранчи, вызывал дождь, спасал терпящих бедствие путешественников и за семь лет предсказал землетрясение, разрушившее гор. Антиохию (526). Но все эти чудеса он не ставил ни во что и постоянно стремился ко Господу, погружаясь в глубины смирения. Однажды он увидел, как двое его учеников ссорятся. Божий человек бросился перед ними на колени и не соглашался подняться, пока они не помирились. В другой раз прп. Феодосий отлучил от причастия монаха, совершившего тяжкий грех, а тот ответил ему таким же запрещением. Прп. Феодосий повиновался и подошел к причастию только тогда, когда монах отказался от своих слов. В конце жизни святой страдал от длительной и мучительной болезни. Он сносил все, как Иов, благодаря Господа и не прося Его об исцелении, ни в чем не смягчая воздержание и молитвенное правило. Незадолго до смерти прп. Феодосий завещал монахам хранить твердость в испытаниях и обещал всегда ходатайствовать о своем монастыре на Небесах. Собрав всех палестинских игуменов, он благословил их и отошел ко Господу. Прп. Феодосию было сто пять лет (529). Патриарх совершил его погребение со всеми почестями, в присутствии большого числа мирян и монахов. Тело преподобного было похоронено в его первой пещере, и в скором времени здесь стали происходить многочисленные чудеса. Для учеников прп. Феодосия три из всех его добродетелей стали живым наследием: строгое подвижничество до самой смерти, милосердие к бедным и больным и постоянная преданность молитве и восхвалению Господа.
Тропарь, глас 8
Слез твои́х тече́ньми пусты́ни безпло́дное возде́лал еси́,/ и и́же из глубины́ воздыха́ньми во сто трудо́в уплодоноси́л еси́,/ и был еси́ свети́льник вселе́нней, сия́я чудесы́, Феодо́сие, о́тче наш,// моли́ Христа́ Бо́га, спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак, глас 8
Насажде́н во дво́рех Го́спода твоего́,/ преподо́бными твои́ми доброде́тельми красно́ процве́л еси́,/ и умно́жил еси́ ча́да твоя́ в пусты́ни,/ слез твои́х ту́чами напая́емая,/ стадонача́льниче Бо́жий Боже́ственных дворо́в. Те́мже зове́м:// ра́дуйся, о́тче Феодо́сие.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев