Пусть завтра кто-то скажет, как отрубит,
И в прах развеет все твои мечты.
Как страшно, если вдруг тебя разлюбят,
Еще страшней, когда разлюбишь ты.
Померкнет все, и краски потускнеют,
И потеряют запах все цветы.
Тебя не любят. Есть ли что страшнее?
Еще страшней, когда не любишь ты.
Пока ты любишь, жизнь еще прекрасна,
Пока страдаешь, ты еще живешь.
И день тобою прожит не напрасно,
А летний вечер все-таки хорош.
Пока ты любишь, это все с тобою,
И первый снег, и первая звезда.
И вдаль идя дорогой полевою,
Ты одинок не будешь никогда.
Пусть завтра кто-то скажет, как отрубит,
И в прах развеет все твои мечты.
Не бойся, если вдруг тебя разлюбят,
Куда страшней, когда разлюбишь ты.
"Бернес прямо обратился ко мне с просьбой подумать об этом. Он хотел, чтобы я написала о любви, и хорошо бы с какими-то размышлениями…
И опять он меня не торопил, но напоминал при случае каждый раз – и в телефонном разговоре, который велся совсем по другому поводу, и где-нибудь в компании, за дружеским ужином, вдруг спрашивал:
– Ты помнишь, о чем мы с тобой говорили? Ты что-нибудь делаешь?.. (Он говорил мне "ты", а я ему, по-старшинству – "вы".) Бернес любил встречи в тесном кругу, и хотя не избегал, но всегда тяготился шумным, многолюдным застольем. Он плохо выносил духоту. К тому же ведь там не поговоришь…
Телефонный звонок:
– Ты что сейчас делаешь? Я хочу, чтобы ты послушала…
Небольшая пауза, и после первых музыкальных тактов голос Бернеса:
– Тебе слышно?
Так было несколько раз. На магнитофоне у него почти всегда стояла какая-нибудь новая лента с музыкальной записью, которой он в данный момент восхищался. Заставляя меня слушать песню, которая нравилась ему, он как бы направлял мои поиски в нужное русло.
– Ну как? – спрашивал он торжествующе, когда музыка в трубке умолкала. – Вот бы что-нибудь в этом духе…
В последние годы Бернеса особенно привлекала песня философская, с раздумьями о жизни. Бернес искал, выбирал, переделывал, иногда отбрасывая лишние для песни строфы и переставляя другие. Самые лучшие стихи не всегда должны и могут стать песней. Естественно, что многие из философских стихов, положенных на музыку, не поются.
У меня не было готовых стихов. По-прежнему моим главным занятием была проза. Прошло не меньше полугода, пока я показала Бернесу слова новой песни. Когда-то в Музее Родена в Париже на меня произвела сильное впечатление одна из его работ. Она называлась "Любовь уходит". Мне запомнилась поза отчаяния. Это отчаяние человека, от которого уходит не любимая женщина, а любовь. Человека, который разлюбил…
Думая о новой песне, я вспомнила об этом. Как всегда, конечно, добавилось свое, пережитое. Все это слилось в формуле:
"Не бойся, если вдруг тебя разлюбят,
Куда страшней, когда разлюбишь ты…"
Впоследствии песня и была названа – "Когда разлюбишь ты".
С Бернесом мы договорились, что я отдам слова Колмановскому. Когда музыка была написана, получилось так, что Бернес услышал ее раньше меня. Он сказал, что музыка хорошая. Но сказал это как-то слишком спокойно. Зато дня через два он позвонил от Колмановского и сказал радостно:
– Потрясающая мелодия! То, что нужно!
Как будто речь шла совсем о другой музыке. Так оно и оказалось. Обсуждая новую песню, они о чем-то заспорили, и тогда Колмановский вдруг сказал:
– А можно петь на такой мотив.
Это была музыка из фильма "Весна на Одере", над которым он в то время работал, – там она звучит без слов.
В этих коротких заметках я хочу показать, как работал Бернес с авторами. Именно эта работа отличала его от других певцов, почти механических исполнителей той или иной песни.
Страстное, горячее желание получить новую песню – и не любую, а определенную, и не любого, а этого автора – вызывало ответное чувство, которое трудно назвать иначе чем чувством долга. Возможно, что и без участия Бернеса эти песни и многие другие были бы написаны. Написаны когда-нибудь. Но "когда-нибудь" очень часто означает – никогда.
Наше знакомство с годами перешло в дружбу, ненатянутую и естественную, поскольку в ней допускались критика, юмор и отсутствовала часто встречающаяся в артистической среде лесть. А главное – возникла эта дружба на деловой основе. Полагаю, что деловая основа в отношениях с людьми всегда играла для Марка Бернеса немалую роль. Не потому, что он был человеком слишком рациональным. Просто он больше всего любил свое дело и все, что как-то было с этим связано".
🗣Инна Гофф:
Когда-то в Музее Родена в Париже на меня произвела сильное впечатление одна из его работ. Она называлась «Любовь уходит». Мне запомнилась поза отчаяния. Это отчаяние человека, от которого уходит не любимая женщина, а любовь. Человека, который разлюбил… Думая о новой песне, я вспомнила об этом. Как всегда, конечно, добавилось свое, пережитое. Все это слилось в песне «Когда разлюбишь ты».
🎵КОГДА РАЗЛЮБИШЬ ТЫ
Слова: И. Гофф
Музыка: Э. Колмановский https://yandex.ru/video/preview/8901600270776555139
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев