Дипломатический курьер – это государственный служащий, на которого возлагается доставка диппочты между центральными и зарубежными органами внешнеполитического ведомства. Эта профессия предполагает колоссальную ответственность за неприкосновенность доставляемого груза и часто сопряжена с риском для жизни.
Из исторических источников можно узнать, что первое известное на сегодняшний день летописное упоминание об отправке на Руси вестника с дипломатическим поручением относится к 885 году, времени правления князя Олега.
В X веке летописи стали называть таких вестников "гонцами" от глагола "гонити" (гнать, преследовать). Кроме слова "гонец" в значении "дипломатический курьер", использовались словосочетания "скорый гонец", "нарочный гонец", "чрезвычайный гонец".
До XVII столетия постоянных русских дипломатических представителей за рубежом не было. В случае необходимости посылался доверенный князя или государя, которого называли "солъ" или "посолъ", что являлось синонимами. Сами послы по своему значению делились на три категории: "послы великие" (т.е. послы в современном понимании), "легкие послы" (т.е. посланники) и "гонцы" (т.е. дипломатические курьеры).
Появление постоянных дипломатических представителей за рубежом, а также развитие регулярного почтового дела снизило профессиональное значение гонцов. Послам стало дешевле посылать свои донесения по почте, созданной главой Посольского приказа Афанасием Ординым-Нащокиным, и только в чрезвычайных случаях они пользовались услугами дипломатических курьеров – так стали называть гонцов в последней трети XVII века. Дипломатические курьеры обычно выбирались из свиты посла или его приближенных.
Во времена правления императора Павла I и до Октябрьской революции посольские депеши пересылались с фельдъегерями созданного им же Курьерского корпуса.
Появление профессиональной дипкурьерской службы относится к 1918 году, когда в составе Народного комиссариата по иностранным делам был создан «Стол дипкурьеров». Это подразделение отвечало за обеспечение надёжного сообщения с представительствами страны за рубежом. В последующие годы дипкурьерская служба обретала всё большую административную самостоятельность и в 1996 году была преобразована в отдельное структурное подразделение МИД России – Департамент дипломатическо-курьерской связи.
История отечественной дипкурьерской службы насчитывает немало героических страниц. Но день памяти связан с трагическими событиями, произошли ещё на заре советской дипломатии. Ровно 96 лет назад, 5 февраля 1926 года, в поезде Москва – Рига бандиты напали на дипкурьеров Теодора Яновича Нетте и Иоганна Адамовича Махмасталя, перевозивших почту в Берлин.
Многие дипкурьеры отдали свои жизни в годы Великой Отечественной войны, пересекая линию фронта на боевых самолётах и союзнических военно-транспортных судах. Фамилии сотрудников, погибших в этот период, занесены на мемориальную доску, установленную в высотном здании МИД России.
Сегодня мы хотим вспомнить семь подвигов, совершенных советскими и российскими дипкурьерами, погибшими и чудом выжившими при исполнении своих служебных обязанностей.
1.Теодор Нетте. Теодор Иванович Нетте родился в Риге в 1896 году. В годы Гражданской войны был комиссаром батальона 1-го Латышского стрелкового полка. После войны ему поручили работу дипкурьера. Во время одной из поездок Теодор познакомился с Маяковским, обессмертившим его имя.
5 февраля 1926 года вместе с другим дипкурьером, эстонцем Иоганном Махмасталем он перевозил дипломатическую почту молодой советской России из Москвы в Ригу. Ранним утром 5 февраля, недалеко от латвийского местечка, в поезд ворвались трое бандитов в масках. Двое бросились к купе, где ехали советские дипкурьеры. Теодор Нетте открыл по ним огонь и успел ранить обоих бандитов. Но один из них успел выстрелить. Пуля оказалась смертельной для Нетте.
На звук выстрелов из других купе выскочили дипкурьеры других государств и бросились на помощь советским коллегам. Увидев это, раненые бандиты попытались скрыться, но на выходе из вагона их добил третий сообщник нападавших.
За расследование преступления взялась политическая полиция Латвии, установившая, что убитыми бандитами были боевики-террористы братья Габриловичи, граждане Литвы. Личность третьего нападавшего так и осталась неизвестной. Согласно результатам расследования, целью бандитов были материальные ценности в почте дипкурьеров. Латвийские власти принесли России извинения за инцидент, и на этом расследование закончилось. Оба дипкурьера были удостоены ордена Красного Знамени (Нетте – посмертно). «В наших жилах – кровь, а не водица. Мы идём сквозь револьверный лай, чтобы, умирая, воплотиться в пароходы, строчки и другие долгие дела», – написал в 1926 году поэт В.В.Маяковский, лично знавший героя.
Имя Нетте в 1926 году было присвоено грузопассажирскому пароходу, но в 1953-м его списали. В 1963 году был построен газотурбиноход "Теодор Нетте", прослуживший до 1986 года. В 1990 году эстафету принял новый контейнеровоз, названный именем легендарного дипкурьера, но через два года судно было продано иностранной фирме.
2. Иоганн Махмасталь. Напарник погибшего Теодора Нетте, дипкурьер Иоганн Махмасталь в этой перестрелке получил два тяжелейших ранения, одно в живот, другое в руку. От смерти его спас погибший Нетте, который, падая, прикрыл собой Махмасталя от третей пули бандитов.
Несмотря на тяжелейшие ранения, Махмасталь до самой Риги продолжал охранять купе, никого не пуская внутрь, хотя итальянские дипкурьеры пытались оказать ему помощь. Даже в Риге Махмасталь не пустил в купе сотрудника советского постпредства, потому что раньше он его не видел. Почту дипкурьер сдал лишь второму представителю посольства, которого знал в лицо.
После ранения Махмасталь был награжден боевым орденом Красного Знамени и вскоре по инвалидности отправлен на пенсию. В 1942 году умер в эвакуации в возрасте 50 лет. Между прочим, его именем тоже было названо судно - контейнеровоз, который, в отличие от парохода "Теодор Нетте", списанного в 1953 году, до сих пор ходит в Северном морском пароходстве.
3. Смерть дипкурьера Холина-Хромушина. В декабре 1920 года дипкурьер Холин-Хромушин был направлен с очень срочной почтой из Москвы в Ковно (Каунас) для Литовского Красного Креста. Ему выделили специальный паровоз, на котором он должен был пересечь фронт (дело происходило во время советско-польской войны). Однако, хотя Холин-Хромушин имел разрешение польского командования на переход фронта, на дипломатический поезд напали агенты польской разведки. И машинист паровоза, и, конечно же, дипкурьер, отчаянно отстреливались, но оба были убиты.
4. Николай Шмаков и Иван Хромов. В сентябре 1942 года грузопассажирское судно "Сталинград" в составе северного морского конвоя следовало в Архангельск. На его борту находились дипкурьеры Николай Шмаков и Иван Хромов. Им необходимо было доставить дипломатическую почту из США в Советский Союз через Исландию. 13 сентября, в 9 часов утра в Норвежском море "Сталинград" был торпедирован немецкой подводной лодкой U-589. Николай Шмаков был смертельно ранен, контуженный Иван Хромов сумел вынести товарища и одну из сумок с диппочтой на палубу, но больше ничего сделать не успел. "Сталинград" продержался на плаву считанные минуты. По словам очевидцев трагедии, курьер мог сохранить себе жизнь, если бы бросил пакет с дипломатической почтой. Но он исполнил свой служебный долг до конца.
5. Смертельный полет Михаила Кольцова. 3 августа 1944 года на тегеранском аэродроме было многолюдно. Там ждали самолет, который должен был доставить из Москвы в Тегеран дипкурьера с дипломатической почтой. Вот, самолет показался из-за гор, а за ним…тянулся шлейф дыма. Самолет горел и падал. Вдруг все увидели, что от него отделилась какая-то точка, а следом выпрыгнул человек, который пытался планировать на полах плаща. Самолет упал и взорвался и одновременно с ним упал смельчак, прыгнувший с борта.
Все бросились к телу, но человек был мертв. Рядом с ним лежала большая кожаная сумка с диппочтой. В ней нашли паспорт Михаила Ивановича Кольцова. Дипкурьеры носят свои паспорта только в кармане, а этот паспорт лежал в сумке. Значит, дипкурьер вложил свои документы в сумку с дипломатической почтой, вытолкнул ее из горящего самолета, а лишь затем предпринял отчаянную попытку спастись.
6. Владимир Зябликов и Алексей Власов. В службе дипкурьеров всегда было немало профессиональных спортсменов. Это понятно - там требуется очень хорошая физическая подготовка и выносливость. Одним из таких дипкурьеров с ярким спортивным прошлым был некогда знаменитый футболист ленинградского "Динамо" Владимир Зябликов. В 1961 году он вместе с напарником Алексеем Власовым на самолете перевозил диппочту. Рейс пролегал над Европой, в которой шли военные учения. До сих пор нет четкой ясности - была ли гибель наших курьеров трагической случайностью или преступлением. Наш самолет был сбит чьей-то системой ПВО и начал падать в сторону западных территорий. В последний момент Зябликов успел включить в чемодане с секретными документами "маячок" и выбросить его над территорией социалистической Чехословакии. Документы быстро подобрали наши дипломаты, а оба дипкурьера погибли.
7. Подвиг Федина и Нефедова. И, конечно же, нельзя не вспомнить подвиг современных российских дипломатических курьеров, который они совершили в Бразилии в 2006 году.
14 апреля 2006 года в Рио-де-Жанейро вооруженные люди в масках (их было более 10 человек) напали на две машины Генерального консульства РФ в Бразилии, в которых находились дипкурьеры Владимир Федин и Владимир Нефедов, доставлявшие дипломатическую почту, а также дипломаты и водитель Генконсульства.
Дипкурьеры и дипломаты, проявив мужество, сумели отвлечь внимание нападавших от дипломатических вализ. В это время они находились в машине с поднятыми руками, но наш водитель не выключал скорость и успел отжать педаль сцепления. И когда ответственный за безопасность подал знак, немедленно дал газ. Бандиты бросились в погоню, но догнать россиян не смогли. Диппочта РФ была сохранена и доставлена по назначению.
Сегодня, несмотря на развитие интернета, дипкурьерская связь остаётся самой надёжной и по-настоящему незаменимой, а профессия дипкурьера – всё столь же востребованной и почётной. Многие дипкурьеры и сегодня вынуждены действовать в чрезвычайных обстоятельствах. Благодарим наших дипкурьеров за мужество и преданность долгу, желаем им крепкого здоровья и успехов в их нелёгком деле!
По материалам сайтов: https://rg.ru/2014/02/05/kurier-site.html https://vk.com/wall-70034991_512185
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев