Поселок Киря получил, по всей вероятности, свое название от протекающей в окрестностях речки Киря. Своему возникновению поселок обязан проведению в 1891-1893 годах через Алатырь на Казань железной дороги. Пересекая засурский лесной массив, железная дорога пробудила его к жизни и сильно повлияла на его освоение. В Засурье стали проникать лесоза¬готовительные фирмы, привлеченные сюда как качественным составом лесов, так и возмож¬ностью сбыта лесной продукции по железной дороге.
С 1909 года после постройки близ села Кармалеевский Гарт фанерного завода, принад¬лежавшего товариществу «Фанера», железнодорожный полустанок Киря становится перева¬лочным пунктом для отгрузки и отправки продукции по железной дороге. В течение двух лет вся фанера, вырабатываемая на заводе и отгружаемая на станции Киря, закупалась англий¬скими комиссионерами, которые перепродавали ее в Австралию. Вагон березовых дров по Алатырскому уезду стоил 20 руб., а тот же вагон березовой ящичной фанеры — 1 тыс. руб. В 1911 году в Кире был пущен Кирский лесопильный завод, принадлежавший акционерному обществу «Волголес». На лесозаводе выпускались шпалы.
Развитие погрузочных работ и лесопильного производства способствовало возникнове¬нию пристанционного поселка Киря.
Перед Великой Октябрьской социалистической революцией в Кире действовало несколь¬ко промышленных предприятий. В 1918 году отделом промышленности Алатырского УСНХ [уездного совета народного хозяйства. — Прим. ред.] в Кире были национализированы пред¬приятия акционерного общества «Волголес».
За годы советской власти количество населения в поселке Киря значительно увеличилось. Рабочий класс в основном пополнялся за счет местного населения и приезда квалифициро¬ванных рабочих из других местностей. Это явилось причиной того, что в 1938 году поселок Киря был преобразован в рабочий поселок.
Киря является родиной видного военачальника генерал-майора Николая Петровича Фильчагова.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев