10.24. КБЖД. (Кругобайкальская железная дорога). Когда смотришь на Ангару с любой смотровой площадке в Листвянке, невольно любуешься великолепными пейзажами на той стороне реки. Любоваться со стороны - одно дело, а вот побывать там никогда не приходилось, да особенно и не хотелось. А что там делать? Дикая тайга там подступает буквально к берегу реки. Там нет дорог, не видно людей, нет поселков. Правда, на самом углу, образованном рекой и озером, есть некие сооружения, называемые портом Байкал. Но меня всегда удивляло, зачем там порт? Что он там делает? Он только портит тамошний пейзаж.
Но если бы у нас была возможность перемещаться не только в пространстве, но и во времени, то оказавшись на той стороне Ангары всего лишь 120 лет назад, мы бы стали свидетелями самой дорогой и самой претензионной стройке в мире того времени. В первые годы прошлого века по левому берегу Ангары и по южному побережью Байкала прокладывалась Кругобайкальская железная дорога. Ее протяженность составляла всего 260 км, но поскольку она проходила по труднодоступному побережью Ангары и Байкала, стоимость ее была невероятно высокой. Царская казна никогда не знала таких затрат. И царское правительство денег на эту стройку не жалело, а весь мир, затаив дыхание, гадал, сможет или не сможет Россия проложить здесь железную дорогу.
И это был не просто какой-то технический эксперимент, где на ветер выбрасывались немеренные деньги, это была жизненноважная необходимость российского государства. Прокладывая участок этой железной дороги по берегу Ангары и Байкала, Россия, наконец, соединяла свою центральную часть с Дальним Востоком единой магистралью. 13 сентября 1904 года на станции Маритуй (это тут в нескольких десятках километрах от порта Байкал) был забит «золотой костыль». С этого момента у России появилась самая длинная железная дорога в мире - Транссибирская магистраль. А этот участок железной дороги до сих пор называют «золотой пряжкой».
Строительство этого участка дороги было невероятно сложным. На нем было проложено 40 тоннелей протяженностью более 9 км, галереи из камня (16), мосты и виадуки (470) и подпорные стенки (280). На строительстве каждого километра дороги требовался один вагон взрывчатки. Впечатляет не только количество тоннелей, но и масштаб, скрывающийся внутри этих инженерных чудес. Фактически, десятая часть железной дороги находится внутри этих тоннелей. Даже сегодня в состав комплекса Кругобайкальской железной дороги входит 582 памятника инженерного искусства, 172 памятника архитектуры, 16 археологических и 46 природных и ландшафтных памятников.
Однако в середине прошлого века от Иркутска проложили другой участок Транссибирской магистрали, обогнув с юга непроходимое Олхинское плато, прижимающее КБЖД к берегам Ангары и Байкала, так как проложить другую колею по тому побережью не представлялось возможным. И Кругобайкальская железная дорога оказалась как бы в стороне. В 50-х годах Ангару перекрыли плотиной и ввели в эксплуатацию Иркутскую ГЭС. Уровень Ангары от истока до плотина резко поднялся, затопив прибрежные поселки, заводы и часть той самой железной дороги. Сейчас действует участок дороги от порта Байкал до поселка Култук протяженностью всего 89 км. По этой дороге раз-два раза в день хотят туристические поезда.
Мы тоже немного прошлись по этой железной дороге. Ну что сказать? Пустынная одноколейка. Ни людей, ни поездов, ни сигналов. С одной стороны - обрывы к Байкалу, с другой - почти отвесные скалы. И шпалы, шпалы, шпалы. Тоннели, тоннели, тоннели. Хотели зайти в один из таких тоннелей, но он был темный, сырой и пустой. Что там смотреть? И слава Богу, что не зашли. Когда мы спустились от железной дороги к берегу Байкала, со стороны порта Байкал прошел небольшой товарный поезд. В том узком тоннели мы бы с ним не разошлись. А подать сигнал, что идет поезд здесь некому.
Кстати, капитан, доставивший нас на эту дорогу по Байкалу, рассказал, что не так давно, группа туристов решила пешком пройти по действующему участку КБЖД. Но на третью ночь от затеи отказались и попросили срочно эвакуировать их назад, в цивилизацию, в Листвянку. Дело в том, что железная дорога не приспособлена для пеших переходов. Здесь негде даже чаю согреть. Не будешь же разводить костер прямо на железной дороге и лезть за ветками для костра по отвесным скалам. И сойти с маршрута здесь никак невозможно. Некуда. Единственный путь эвакуации - Байкал.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев