Будучи истинно добрым пастырем, святитель Иоасаф ещё при жизни пользовался благоговейным уважением паствы за истинно благочестивую и подвижническую жизнь. После блаженной кончины святителя Иоасафа честное тело его во гробе стояло два с половиной месяца открыто в Свято-Троицком соборе, не предаваясь тлению и не теряя обычного цвета и вида. В этом нетлении многие из верующих видели знамение благодати Божией , почивающей на святителе.
Тело почившего архипастыря оставалось непогребенным до конца февраля 1755 года, потому что назначенный святейшим Синодом для совершения погребения честного тела святителя Иоасафа Переяславский и Борисопольский преосвященный Иоанн Козлович был задержан разлитием рек. И только 28 февраля 1755 года в сослужении многочисленного сонма пастырей церкви Божией , гроб с телом архипастыря-подвижника Иоасафа был поставлен в склепе в юго-западной части Белгородского Свято-Троицкого собора, который был сооружен по повелению почившего святителя.
Спустя 2 года по погребении святителя Иоасафа некоторые из духовных чинов кафедрального собора, зная святую жизнь архипастыря, тайно пошли в его усыпальницу и открыли гроб. При этом не только тело святителя было нетленным во всех своих составах, но и к самым одеждам его, покрову и самому гробу не коснулось даже малейшего тления, хотя и чувствовалась достаточная сырость в воздухе при открытии склепа. Слух об этом вскоре распространился повсюду, и стал привлекать к гробу святителя многих недужных, которые по совершении панихид о представившемся святителе допускаемы были к нетленным мощам его, и по вере своей получали исцеления.
В течение более полутора веков хранились его нетленные мощи в Троицком соборе монастыря в Белгороде. Почитание Иоасафа в народе как святого и чудотворца, вокруг имени которого сложился ряд сказаний, а также исцеления и чудеса совершившиеся у его гроба и на могиле послужили основанием для многочисленных прошений о его канонизации.
В декабре 1908 года епископ Курский Питирим (Окнов) представил Святейшему Синоду ряд прошений о прославлении епископа Иоасафа от духовенства и мирян. Синодом была образована комиссия под председательством епископа Питирима; на основании представленных свидетельств и акта освидетельствования мощей синод направил доклад, на котором 10 декабря 1910 года Николай II начертал: Приемлю предложения Св. Синода с искренним умилением и полным сочувствием».
Рака для святых мощей Святителя Иоасафа Белгородского и сень над нею в Свято-Троицком соборе были изготовлены по проекту архитектора Покровского В.А. (1910-1911 гг.; утрачены). Торжества канонизации и открытия мощей состоялись 4 (17) сентября 1911 года и продлились целую неделю. В город приходили крестные ходы из сопредельных епархий, Белгород, население которого насчитывало 40 тысяч человек, посетили 200 тысяч паломников.
Чтобы их разместить, за городом был организован целый «паломнический стан», с палатками, временными деревянными бараками, амбулаториями, столовыми и даже временным водопроводом. Его посетила великая княгиня Елисавета Феодоровна. Она с великим князем Константином Константиновичем представляла на торжествах в Белгороде царскую семью. Чтобы поклониться вновь открытым мощам, люди стояли в очереди около суток - пещерка, где находились мощи, вмещала не более 50 человек.
С приходом к власти большевиков, был организован фактический разгром Церкви. Была проведена кампания «по разоблачению мощей». Мощи святых «конфисковывались» из храмов и монастырей, выставлялись на всеобщее обозрение, затем передавались на хранение в музеи, захоранивались или уничтожались. Во время этой богомерзкой кампании из Белгорода были вывезены мощи святителя Иоасафа, и никто не знал, что с ними стало — не было никаких архивных записей, нельзя было найти никаких следов, что «разоблачители» сделали с мощами.
Однако промыслом Божиим в 1991 г. мощи святителя были чудесным образом обретены в Казанском соборе Санкт-Петербурга. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II они были привезены в Белгород, положены в Спасо-Преображенском соборе, где и почивают поныне.
Тропарь святителю Иоасафу Белгородскому, глас 3
Святителю, Христу Богу возлюбленне, правило веры и образ милосердия людем был еси, бдением же, постом и молитвою, яко светильник пресветлый, просиял еси и прославлен от Бога явился еси: телом убо в нетлении почивая, духом же Престолу Божию предстоя, чудеса преславная источаеши. Моли Христа Бога, да утвердит нас в Православии и благочестии и спасет души наша.
Перевод: Святитель, Христом Богом возлюбленный, ты был образцом веры и примером милосердия для людей, бдением же, постом и молитвой, как преяркий светильник просиял ты, и был прославлен Богом, ибо телом ты почиваешь в нетлении, духом же Престолу Божию предстоишь и чудеса удивительно источаешь. Моли Христа Бога, да утвердит нас в Православии и благочестии и спасет души наши.
Кондак святителю Иоасафу Белгородскому, глас 8
Многоразличныя подвиги жития твоего кто исповесть? Многообразныя милости Божия, тобою явленныя, кто исчислит? Дерзновение же твое у Пречистыя Богородицы и Всещедраго Бога добре ведуще, во умилении сердечнем зовем ти: не лиши и нас твоея помощи и заступления, святителю Христов и чудотворче Иоасафе.
Перевод: О многоразличных подвигах жития твоего кто поведает? Многообразные милости Божии тобой явленные кто сосчитает? Дерзновение же твое ко Пречистой Богородице и Всещедрому Богу прекрасно зная, с сердечным сокрушением взываем к тебе: «Не лиши и нас твоей помощи и защиты, святитель Христов и чудотворец Иоасаф».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев