Наш любимый красавец - Аэро Л-29 " Дельфин " ! К 103-й годовщине ОВВАКУЛ ! ( много фото )
" ... И элочка в лазури синей тает, и песнь свою призывную поёт !... " - из курсантской песни. ( Кликайте на текст, узнаете историю и много фото )
Друзья мои ! Давно хотел написать про Л-29, все время не было. Теперь к годовщине ОВВАКУЛ решил напомнить об этом замечательном самолете " первой учебной парте " на пути к небу !
Аэро Л-29 " Дельфин ", ( по классификации НАТО : Maya ) - чехословацкий учебно-тренировочный самолет. Является первым чехословацким серийным реактивным самолетом.
Совершил первый полет 5 апреля 1959 года. В 1961 году был выбран основным учебно-тренировочным самолетом ( УТС ) стран-участниц Организации Варшавского договора.
Серийно производился в 1963-1973 годах, построено 3665 самолетов. В дальнейшем был заменен на Аэро Л-39 Альбатрос. " Дельфин " состоял на вооружении 15 стран мира.
Двухместный УТС Л-29 предназначен для первоначального обучения курсантов технике пилотирования в простых и сложных метеоусловиях днем и ночью, обучению элементам боевого применения, а также для тренировки летного состава.
История создания и производства. Л-29 относится к первому поколению реактивных учебно-тренировочных самолетов, которое возникло в связи с массовым переходом на сверхзвуковые реактивные самолеты в середине 1950-х годов. К этому поколению также относятся учебно-тренировочные самолеты, которые совершили первые полеты в середине 1950-х годов : французский :
американская:
итальянская:
британский:
Разработка Л-29 была начата в 1955 году в инициативном порядке группой единомышленников во главе с Зденеком Рубличем. Весной 1959 года был закончен первый летающий прототип Л-29 ( ХЛ-29 ), который совершил первый полет 5 апреля 1959 года под управлением летчика-испытателя Рудольфа Духона.
В конце 1959 года был объявлен конкурс на разработку единого УТС стран Варшавского Договора. В конкурсе участвовали советский Як-30 ( 20 мая 1960 )
чехословацкий Л-29 " Дельфин "
польский ТС-11 " Искра ".
Конкурс был проведен в 1961 году. С августа по сентябрь 1961 года на подмосковном аэродроме Монино под руководством Заслуженного летчика-испытателя СССР полковника Ю.А. Антипова состоялись сравнительно-испытательные полеты. По результатам конкурса лучшим по большинству параметров был признан " Дельфин ".
В 1964 году, на Международной машиностроительной ярмарке в Брно, Л-29 был удостоен золотой медали. В 1965 и 1967 годах Л-29 был успешно представлен на Международном Парижском аэросалоне в Ле-Бурже.
В 1963 году Л-29 был принят на вооружение ВВС СССР. Л-29 был предназначен для обучения летчиков для полетов на МиГ-21. В летных училищах " Дельфин " постепенно заменил МиГ-15УТИ, который был более тяжелым в управлении и не прощал ошибок в пилотировании.
В ВВС Чехословакии Л-29 получил прозвище " летающая детская коляска ", поскольку курсант совершал свой первый самостоятельный полет на " Дельфине " уже после 13 часов полетов с инструктором.
Первым авиационным училищем, освоившим Л-29, стало Черниговское высшее авиационное училище летчиков. Первым полком, получивший 29 мая 1963 года Л-29, стал 703-й учебный авиационный полк Черниговского ВВАУЛ, который базировался на аэродроме Умань в Черкасской области.
К концу 1963 года Л-29 также поступили в Качинское, Харьковское и Ейское ВВАУЛ. В 1966 году Л-29 начали заменять Як-18 в авиационных учебных центрах ДОСААФ.
А когда же Л-29 поступил в Оренбургское ВВАУЛ ? Пришлось немного покопаться в архивах ОВВАКУЛ. С 31 декабря 1964 года 814-й УАП ( ОВВАУЛ ) перевооружен с самолетов Як-18а на учебные реактивные самолеты Л-29. 814-й учебный авиационный полк с частями обеспечения ( аэродром Оренбург-2 ) и полевой аэродром Оренбург-3, впоследствии Теренсай.
Коротко о летных характеристиках. Экипаж - 2 человека ; - Размах крыла - 10,29 м. ; длина самолета - 10,81 м ; высота -3,13 м.; масса пустого : 2384 кг. ; максимальная скорость - 612 км/ч на Н = 8000 М. ; скорость сваливания - 130 км /ч ; практический потолок -10900 м. Для тех, кто дочитал " изюминка на торте ", небольшое видео.
Равиль! Дорогой! "Спасибо!" за информацию о нашей Первой Любви в Авиации! О нашей родной "Элочке"! После ознакомления с конкурентами по УТС мне "Элочка" стала ещё роднее! Ну и всем - "Спасибо!" за совместный полёт! Будем хранить Память и восхищаться воспоминаниями о первом становлении "на крыло" на "Дельфине"! Равиль! Ещё раз - "Спасибо!" Обнимаю! Белорусский Сибиряк Владимир
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Песни времен Великой Отечественной войны ! Марш артиллеристов ( оригинал ).История песни !
Дорогие друзья ! ( Кликайте на текст, узнаете историю песни ) Давайте еще раз поздравим наших бойцов на СВО с праздником, с Днём ракетных войск и артиллерии ! И послушаем Марш артиллеристов ( оригинал ), а про историю песни, читайте дальше.
Дорогие друзья ! ( Читайте заметку, много интересного ! ) Вооруженные силы России - 19 ноября отмечают День ракетных войск и артиллерии. Дата празднования была учреждена еще 79 лет назад. Не следует путать данный праздник с другим памятным днем, который отмечается 17 декабря - Днем Ракетных войск стратегического назначения !
Актеры Победы ! Из цикла " Чтобы помнили ! " - Зиновий Гердт.
( Кликайте на текст, увидите много фото и видео ! ) Дорогие друзья ! Давайте вспомним, нашего любимого Паниковского, в исполнении великого Зиновия Гердта !
Комментарии 2