Как говорил Chuck Review в своём видео из цыкла Кино-Мыло про блокбастеры Первого Канала, Ночной Дозор стал первым фильмом сделанный Первым Каналом, Первый крупный кинофильм Тимура Бекмамбетова вышел на экраны летом 2004 года. Вышел – и оказался бомбой, перетянул на себя прокатное одеяло у голливудских продюсеров и наделал шуму. Ещё бы – ведь это был второй – после уже подзабытого «Сибирского цирюльника» - российский блокбастер, только, в отличие от детища Михалкова, ещё и коммерчески успешный. Казалось бы, повод для радости. Но нет! Публика тогда настолько привыкла к голливудскому корыту, что даже допустить мысль о том, что у наших может получиться хорошее кино, было для неё невозможно.
А «Ночной дозор», между тем, хорошее кино и есть.
В основе фильма лежит фантастический роман Сергея Лукьяненко (пожалуй, это единственное достоинство романа Сергея Лукьяненко). Попади заунывная псевдофилософическая сага в руки простому ремесленнику – картина была бы обречена на провал. Но роман попал в руки художнику, притом амбициозному и с хорошей фантазией.
Место действия – Москва, наши дни, буквально под боком у зрителя. Маги и вампиры бродят где-то среди нас. Может, это твой сосед. Может, продавец на рынке. Может, парикмахер. Всё может быть.
Поняв это, посмотри на город. Что такое Москва в «Ночном дозоре»? Это хаос. Неоновая реклама, загораживающая вид на древний арочный мост. Красная кремлёвская звезда, засиженная воронами. Метрополитен им. В. И. Ленина вперемешку с рекламой тарифа «Джинс» и песнями группы «Звери». Свет и Тьма.
И вся система образов строится на этом неизбывном контрасте. Ночной Дозор – воины Света – в наши дни они продолжают нести людям свет. Правда, в форме электриков. Они разъезжают на старом грузовичке, актёрские типажи подобраны, что называется, «домашние». И главный у них – Пресветлый Гесер в исполнении Меньшова – начальник советской закваски, строгий, но справедливый, рисует мультики на краях страниц.
Тьма – это всё гламурное и медийное, блестящее и фальшивое. Это Жанна Фриске и компьютерные игры. Это шикарные машины и доберманы Глюкозы.
При такой стройной символике «Ночной дозор», однако, производит впечатление сумбура. Бекмамбетов, пересаживая американского типа блокбастер на русскую почву, напрочь отказывается от американского расчёта на среднюю аудиторию. Он даёт минимум пояснений по ходу фильма, энергичный монтаж очень интересен и подгоняет темп, но, к сожалению, стушёвывает и без того непроработанную сюжетную линию.
Ещё один перегиб – в чрезмерных кровопусканиях (к слову, самый неудачный фильм Бекмамбетова «Wanted» эту неприятную особенность унаследовал).
А всё это потому что – дорвался. Желание показать максимум тут буквально в каждом кадре. Если это не спецэффект, то уж точно необычный ракурс, оригинально введённая музыка, неожиданный монтажный переход. Трюки с воронкой, мечом-позвоночником, путь отлетевшей от самолёта заклёпки, кульбиты горсветовского грузовичка – всё сделано остроумно, ловко, с выдумкой. Подобное ощущение возникает при просмотре фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих» Никиты Михалкова – эти работы схожи и бьющим через край энтузиазмом создателей, и качеством, и местом в фильмографии постановщиков.
«Ночной дозор» стал для российского кино разрядом электрошокера. После него появились «Турецкий гамбит» и «9 рота», а после и «Дневной дозор», который совместил в себе находки предшественника практически со всеми жанрами кино – историческим эпиком, комедией, гоночным экшеном, детективом и фильмом-катастрофой.
9/10 YES!
#НочнойДозор #NightWatch #Bazelevs #BazelevsProduction #ПервыйКанал
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев