После длительного ковидного перерыва киновселенная Marvel вернулась на большие экраны, представив долгожданный, но абсолютно необязательный сольник Чёрной вдовы, а следом знакомя зрителя с новым героем и потенциальным Мстителем родом из Китая – Шан-Чи.
Сильная репрезентативная повестка всегда была одной из отличительных черт киновселенной, где наряду с представителями западной культуры прекрасно себя чувствовали люди других традиций и вероисповеданий. Безусловно, всё это идёт ещё из оригинальных комиксов, вот и Шан-Чи, появившийся на страницах комиксов Marvel в 70-е оказался типичным порождением своего времени – стереотипным воином кунг-фу, чьим отцом был легендарный злодей Фу Манчу, правами на которого тогда владело издательство. Воспитанный среди убийц, Шан-Чи быстро отказался следовать идеалам своей семьи и поклялся положить конец преступной империи Фу Манчу. Будучи изначально лишь первоклассным мастером боевых искусств, позже Шан-Чи получил апгрейд своих способностей и научился задействовать мистическую энергию «цы» и создавать собственные копии. В современных комиксах, на которые сегодня опираются Disney/Marvel, Шан-Чи более известен как один из «Героев по найму» наравне с Железным Кулаком и Люком Кейджем.
Учитывая, какую ежегодно кассу делает Голливуду китайский рынок, вопросом времени было введение в КВМ азиатского супергероя. Кино о приключениях Шан-Чи пытались снять еще в 80-е, а на роль пророчили Брендона Ли, но не срослось. Зато сегодня перед огромной корпоративной махиной «Мышиного дома» открыты все двери. Если ещё десять лет назад студия не рискнула бы выпустить фильм о малоизвестном супергерое азиатского происхождения, то успех «Чёрной пантеры» стал примером и тем самым прецедентом, на который теперь принято равняться.
Отметим, что Шан-Чи в киновселенной Marvel был фактически переизобретён с нуля, получив в качестве бэкграунда лишь общий мотив из комиксов, которые сегодня кажутся не то, чтобы слишком расистскими в отношении представителей китайской культуры, но изрядно устаревшими идейно. Разумеется, от образа Фу Манчу как классического азиатского злодея было решено отказаться, ведь в комиксах Marvel ещё с 60-х действовал другой не менее колоритный антагонист, появления которого зрители ждали едва ли не с самого первого фильма франшизы. Речь, конечно, идёт о Мандарине, классическом противнике Железного человека, учёном и колдуне, чья сила заключена в десяти волшебных кольцах.
Мандарином нас дразнили очень долго. В первом фильме о Железном человеке гений, миллиардер, плэйбой и филантроп сталкивается с террористической группировкой «Десять колец», что намекало на закулисное присутствие Мандарина, однако, самого злодея мы так и не увидели. В третьем фильме внезапно появляется лже-Мандарин, а на деле актёр Тревор Слэттери, которого организация АИМ наняла изображать террориста, чтобы выманить Тони Старка. После столь неудачной попытки ввести в киновселенную одного из культовых комикс-злодеев, зрители уже и не надеялись когда-нибудь увидеть настоящего Мандарина на экране. А студия Marvel, кажется, и не знала, что делать с персонажем, оправдавшись за Тревора Слэттери в последовавшей позже короткометражке «Да здравствует король», где в очередной раз намекнули, что реальный Мандарин всё же существует.
И вот в 2021 году Мандарин и Шан-Чи вливаются в киновселенную Marvel, да ещё будучи отцом и сыном с крайне непростыми отношениями. Являясь обладателем десяти загадочных и невероятно могущественных браслетов, завоеватель и тиран Вэнву, известный на Западе как Мандарин, прожил тысячу лет, наращивая собственное влияние и укрепляя преступную империю, пока однажды не встретил девушку, которую неожиданно полюбил всем сердцем. Отказавшись от власти и выбрав семью, Вэнву наслаждался новым статусом отца и мужа, пока старые враги не нарушили идиллию и не убили его жену. Здесь Мандарин буквально формируется заново, имея мало общего с прототипом из комиксов в пользу реалистичности и внятной мотивации. Это уже не сумасшедший гений с волшебными кольцами, а вполне вменяемый стратег, полководец и бизнесмен, в руках которого необычное оружие, о природе которого мы ничего не знаем. И если в первоисточнике кольца имели инопланетное происхождение, то в киноверсии – явно мистическое.
Сам Шан-Чи так же претерпевает существенные изменения на киноэкране. Поначалу перед зрителем предстаёт великовозрастный инфантил, скрывающийся от властного отца в Сан-Франциско под именем Шон, дружащий с такой же несозревшей девушкой Кэти, проводящий время в караоке и не имеющий никаких чрезмерных амбиций в жизни. Однако долг перед своей сестрой и народом, к которому принадлежала его покойная мать, вынуждает мальчика наконец-то повзрослеть и принять на себя ответственность за своё происхождение. Китайский актёр Симу Лю производит приятное впечатление и радует хорошей пластикой, но как-то теряется на фоне всех прочих персонажей, в частности того же Тони Люн Чу Вая, исполнившего роль Вэнву и покоряющего зрителя мрачным обаянием и харизмой. Что уж там, даже рэперша Аквафина, никогда не демонстрировавшая в кино выдающейся актёрской игры, умудряется в совместных сценах затмевать Симу Лю, а она – на минуточку! – смесь смешного сайдкика с любовным интересом главного героя, которой необходимо оттенять его достоинства, а не самой выходить на передний план.
При этом лента режиссёра Дэстина Дениэла Креттона очень бережно обращается с культурой Китая и её традициями, делая мотивацию персонажей неожиданно доступной и понятной. Самим Шан-Чи движет бегство от деспотичного отца, при этом он вынужден уважать его личность и статус. Ещё лучше тема абьюзивных отношений раскрывается через линию сестры главного героя – Сялин, которая всю жизнь была несущественна для отца, но собственным упорством и силой добилась не только его уважения, но и создания собственной подпольной империи. Это отчасти раскрывает и тему наследственности, проходящей лейтмотивом через весь сюжет. Наследственность и уважение младшего поколения перед старшим – столпы азиатской культуры, как и столкновение мотива предопределённости жизненного пути и свободы воли, которые демонстрируют главные герои в своей безжалостной конфронтации и которые внезапно интересно обыграны в типично американском блокбастере.
Разумеется, «Шан-Чи и легенда десяти колец» не какой-нибудь «Крадущийся тигр, затаившийся дракон», хотя, безусловно, с этой классикой китайско-американской копродукции у ленты Креттона есть общие черты. И не смотря на общую атмосферу китайского фэнтези с потрясающей хореографией драк, которые порой больше напоминают танец, нежели взаимное членовредительство, перед нами всё еще американский продукт, нацеленный на развлечение зрителя и имеющий все классические недостатки поздних фильмов киновселенной, вроде слабого сюжета, нацеленности на общую картину и чрезмерного упора на CGI. При всех достоинствах приключения Шан-Чи, к финалу лента превращается в мешанину из пикселей, от которой у зрителя, скорее всего, пойдёт кругом голова. В какой-то момент и вовсе кажется, что смотришь не очередной фильм Marvel, а ещё одну часть «Фантастических тварей» из-за многообразия причудливых, нарисованных на компьютере существ в кадре. Именно в финале «Шан-Чи» окончательно делает ручкой остаткам реализма, превращаясь в бесспорно красивое, но по-голливудски бездушное зрелище.
Впрочем, ругая фильм за ненужную привязку к киновселенной, будет справедливым отметить, что «Шан-Чи» – куда более самостоятельная лента Marvel, чем можно было ожидать. Отсылок к прошлым фильмам здесь на удивление мало, и мостиками к франшизе служат лишь несколько приятных камео второстепенных персонажей, вроде помощника доктора Стрэнджа Вонга или уже упомянутого Трэвора Слэттери, о судьбе которого после похищения из тюрьмы мы наконец-то узнаём подробнее. Бен Кингсли наряду с Аквафиной отвечает в фильме за юмористическую составляющую, и тут с ней традиционно полный порядок.
«Шан Чи и легенда десяти колец» – фильм, демонстрирующий поразительную смелость в рамках структуры киновселенной. Это всё еще типичное супергеройское кино, призванное показать становление нового героя, но использующее нетипичные мотивы азиатского фэнтези и семейной мелодрамы. Картина умудряется избежать многих проблем своих предшественников по киновселенной, в частности, наконец-то, предложить действительно интересного и продуманного злодея, не копируя его образ из комиксов, но открывая заново для нового времени.
9.5/10 YES!
#MARVELStudios #MARVELEntertainment #MARVELComics #MARVEL #ФильмыDisney #DisneyMovies #DisneyFilms #WaltDisney #УолтДисней #Disney
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев