ПОЧЕМУ НЕ ПРИЗНАВАЛАСЬ И ПРИЗНАЕТСЯ ИСТОРИЯ НОМАДОВ
В школе нам говорили, что казахи обрели письменность в советское время. Конечно, мы знали о письменности на арабской графике – помню, отец говорил: «Төте жазу – өте ыңғайлы, тез, жеңіл үйренуге болады», но мы не изучали ее, как и литературу на ней. А учебник истории Казахстана – такая маленькая книжка.
Про историю казахов говорили, что она начиналась с 15 века, что казахи – молодая нация, а древняя история – какая-то сумбурная и непонятная, например сарматы, саки, скифы и др. – ираноязычные, т.е. эти номады – не ваша история.
И в той беспросветной ситуации вышла книга Олжаса Сулейменова «Аз и я», в 1975 году, которая для всех казахов была большим откровением: в основе «Слова о полку Игореве» – много тюркизмов. Значит, наш язык – не молодой, и история казахов начинается не с 15 века.
В вузе открыл тюркологию, древнетюркскую письменность, «вырезанная» графика которой явно говорила о древности. И, конечно, символично было, что первое слово, которое прочел датский профессор Вильгельм Томсен, было «Тенгри».
А книга Сарсена Аманжолова «Вопросы диалектологии и истории казахского языка» (1959) доказала, что казахский является одним из древнейших, ядро которого сложилось или оформилось до н.э., в казахском языке сохранились идиомы первобытного человека.
Другим откровением было знакомство с рунами древних германцев, которым приписывали магические свойства, – ведь это же древнетюркские буквы и по очертаниям, и по назначению, но в Европе решили, что между ними нет никакой связи. Т.е. были советская идеология плюс евроцентризм по отрицанию древней истории, культуры Степи.
Древнетюркские руны сохранили древнейшие очертания вплоть до первоначальных магических символов солнца, планет, форм созвездий, что говорит об их оригинальности и возникновении этого письма еще задолго до н.э., как и мировоззрение Тенгри.
К тому же тюркские руны имеют общие графические знаки-символы с некоторыми тамгами казахских родов, а тамги появились еще в бронзовом веке и зафиксированы в петроглифах.
Чтобы иметь представление о магической сущности древних понятий позволю отрывок из моей статьи «Силуэт Кентавра» (Простор, 2003 г., №4) об этнонимах қазақ, қыпчақ, қуман, узбек и др.
«Қа» – одно из фундаментальных, первичных понятий, прародитель важнейших номинаций древних тюрков.
Понятием «қа» пронизан весь погребальный обряд тюрков. Оно лежит в основе их древних религиозных представлений: қабырчақ – склеп, гроб, қа, қап, қазан и т.д. – ритуальная посуда, қам – шаман, қамла – камлать, қамчы – ритуальная плеть, кнут, қаптан, қалпақ – ритуальная одежда и т.д.
Над усопшим насыпали большой холм (ср. перевернутый казан у тюрков означал смерть), наверху каменные изваяния с чашей в руках смотрели на восток, где восходит другая животворящая чаша – Бог Солнца.
Жизнь зарождалась в «қа» – в утробе (қаб, қарын), она завершалась в нем (қабыр-қабырчақ от қаб – «плодная оболочка; мешок»), откуда все берет начало и куда все возвращается (ср. каз. қайту – «скончаться», букв. «возвратиться»)».
Иными словами, если язык – древнейший, то и история народа – древняя. Однако до сих пор история сарматов, саков, скифов как бы не наша. Открыли древнее городище «Аркаим» – тоже не относится к номадам.
Но в последнее время к советской идеологии, евроцентризму добавилась идеология религиозных радикалов, отрицающая и не принимающая древнюю культуру, мировоззрение, язык казахов, противопоставляя им арабскую культуру, мировоззрение, религию, язык. Что вызывает цивилизационный разлом, цивилизационный конфликт.
Дастан ЕЛЬДЕСОВ
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев